Экологический аудит
Сравнительно новым, но достаточно эффективным элементом организационного механизма охраны окружающей среды, подвергаемым правовому регулированию, считается экологический аудит, под которым понимается независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.
Правовое регулирование
Экологический аудит рассматривается как своеобразный вид экологического контроля, результаты которого представляются только его заказчику и могут свидетельствовать об экологической безопасности (либо опасности!) предприятия, выполнении им природоохранных требований, послужить основой рекламирования продукции и повышения инвестиционной привлекательности предприятия (или наоборот). Практика показывает отличие экологического аудита от ревизии, от контроля, от экологической экспертизы.
Общество видит в экологическом аудите, прежде всего, квалифицированный анализ и независимую, объективную, вневедомственную проверку экологической деятельности предприятия уполномоченными на то лицами, экологическое обследование действующего объекта в нынешнем состоянии в отличие от предпроектной и проектной документации, подвергаемой государственной экологической экспертизе, которая оценивает будущее.
Результатом экологического аудита является заключение. Заключение экологического аудита – юридический документ, содержащий результаты проверки деятельности хозяйствующего субъекта и другую информацию в соответствии с условиями договора, заключенного между хозяйствующим субъектом и экологической аудиторской организацией, аудитором, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Данные независимого экологического аудита востребуются международным банком развития и другими зарубежными экономическими структурами при выдаче кредитов, заключении контрактов на вывоз-воз, куплю- продажу производимой продукции и организации иных форм международного экономического и экологического сотрудничества.
Таким образом, практические положительные результаты поощрения государством экологического аудита демонстрируют решение теоретических проблем того, как соотносятся экология и экономика, осуществляется правовое регулирование организационного механизма охраны окружающей среды, что может сделать государство, общество, предприниматели для охраны окружающей среды, в чем антагонизм и в чем взаимодействие экономики и экологии.
Практике предстоит решать дальнейшую судьбу федеральных и региональных целевых экологических программ, роль в них экологического аудита, как и состояние, перспективы функционирования всего организационного и экономического механизма охраны окружающей среды, который пока не полностью оправдывает рыночных надежд и замыслов инициаторов реформ в этом направлении: замена либо ослабление административно-правовых методов должны быть восполнены организационными и экономическими методами, призванными побудить участников общественных отношений к охране окружающей среды.