Экологические требования на стадии размещения объектов
Размещение объекта – это выбор земельного участка для последующего расположения на нем определенного хозяйственного объекта (здания, строения, сооружения), производимый с учетом требований законодательства об охране окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также возможных экологических, экономических, демографических и иных последствий деятельности указанного объекта (объектов). Для достижения благоприятных экологических, экономических и иных последствий размещения объекта, действующее законодательство предусматривает серию запретов, требований и ограничений к хозяйствующим субъектам и органам публичной власти, направленных на обеспечение благоприятного качества окружающей среды.
Следует выделить четыре блока таких требований и запретов.
Во-первых, потенциальная возможность размещения в будущем некоторых видов публичных объектов (обороны, здравоохранения, энергетики, транспорта, высшего образования) в определенной части городского или сельского поселения (городского округа, города федерального значения) определяется документами территориального планирования и градостроительного зонирования. Если это объект муниципального значения, то его местонахождение фиксируется на картах (схемах), содержащихся в генеральном плане.
Так, согласно ч. 5 ст. 23 ГрК, на картах, входящих в состав генерального плана, в частности, отображаются вопросы электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведение; автомобильные дороги местного значения; объекты физической культуры и массового спорта, образования, здравоохранения, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (в случае подготовки генерального плана городского округа), а также иные вопросы местного значения.
Следовательно, если строительство государственного (муниципального) объекта (например, автомобильной дороги) запланировано органом публичной власти и отображено в документах территориального планирования (схемах территориального планирования для Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных районов или генеральных планах городских округов, поселений и городов федерального значения), под такое строительство в соответствующем бюджете (федеральном, субъекта РФ, местном) закладываются необходимые денежные средства. Соответственно, изъятие земельного участка у граждан и юридических лиц за выкуп для государственных или муниципальных нужд осуществляется не произвольно по усмотрению отдельного чиновника, а в соответствии с запланированными и утвержденными в генеральном плане (схемах территориального планирования) вариантами строительства либо иного использования территории. Внесение же изменений в генеральный план (схему территориального планирования) требует проведения публичных слушаний, согласования таких изменений с иными органами публичной власти, а также ряд иных процедурных сложностей, что естественным образом затрудняет произвольное перекраивание утвержденных параметров использования территории.
Наконец, в генеральном плане фиксируются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций и т.д., наличие которых влияет на планирование использования части территории муниципального образования для размещения зданий, строений, сооружений местного значения.
Непосредственные же параметры и виды объектов недвижимости, которые можно построить в границах муниципального образования, устанавливаются правилами землепользования и застройки – муниципальным правовым актом. Данный правовой акт включает в себя карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты. Посредством этих инструментов вся территория муниципального образования делится на территориальные зоны (жилые, общественно-деловые, производственные и т.д.), для каждой из которых устанавливается градостроительный регламент.
Как указывается в ст. 1 ГрК, под градостроительными регламентами понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, и всего, что находится под и над их поверхностью и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Например, согласно п. 7–8 ст. 35 ГрК в состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться: коммунальные зоны – зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли; производственные зоны – зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду; иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур.
Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
Таким образом, возможность строительства в населенном пункте зданий, строений и сооружений (параметры такого строительства), определяется градостроительными регламентами, содержащимися в нормативно-правовом акте органа местного самоуправления (правилах землепользования и застройки).
В соответствии со ст. 35 ГрК регламенты разрабатываются для каждой территориальной зоны муниципального образования, в том числе: жилой зоны, общественно-деловой, производственной зоны; зоны инженерной и транспортной инфраструктур; рекреационной зоны; зоны сельскохозяйственного использования; зоны специального назначения и иных зон, перечень которых не является исчерпывающим. Непосредственно застройку участка можно осуществлять только после получения разрешения на строительство.
Во-вторых, вопросы, связанные с размещением объекта под застройку, регулируют нормы ЗК, ст. 30 которого определяет порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусматривая проведение работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах). Земельные участки для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов предоставляются в аренду; лицам, указанным в п. 1 ст. 20 ЗК – в постоянное (бессрочное) пользование, а религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения – в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском населенном пункте в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или лесного хозяйства либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В-третьих, ряд требований и запретов при размещении отдельных объектов сформулирован природоресурсным законодательством:
а) ВК РФ (ст. 65) устанавливает, что в границах водоохранных зон запрещается использование сточных вод для удобрения почв, размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
б) законодательство об охране атмосферного воздуха (воздухоохранное законодательство) и, в частности, ст. 16 Закона об охране атмосферного воздуха, предусматривает ряд требований и запретов в сфере охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности. Так, при осуществлении указанной деятельности при застройке городских и иных населенных пунктов должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий. При проектировании и размещении объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, в пределах городских и сельских населенных пунктов, а также при их застройке и реконструкции должны учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества при осуществлении указанной деятельности.
Размещение объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, согласовывается с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды или с его территориальными органами и другими федеральными органами исполнительной власти или с их территориальными органами. Запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
в) согласно ст. 25 Закона о недрах, застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускается с разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа.
В-четвертых, установлены особенности размещения объектов в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон. Так, согласно ст. 16 Закона о природных лечебных ресурсах, в составе округа санитарной (горносанитарной) охраны выделяется до трех зон. В частности, на территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению. На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.