Власть

Согласно данному выше определению власть является законной, признанной или официальной силой. Властные отношения не только опутывают каждую организацию, но и вплетаются в организационные отношения. Отсюда проблема власти представляется в двух аспектах: властные отношения между индивидами и группами в организации или "микровласть" и соответствующая ей "микрополитика" как борьба за захват и удержание такой власти. И "макровласть", имеющая отношение к "макрополитике", т.е. к власти, которую может осуществлять организация как целое по отношению к своему окружению.

Примером ситуации первого рода может быть борьба за распределение ресурсов между подразделениями организации, пример ситуации второго рода — выбивание находящейся на грани банкротства фирмой правительственных кредитных гарантий. Одна ветвь фокусируется на конфликтах, отстаивающих различные интересы менеджеров, в центре внимания второй — компания в целом, преВперед свои интересы как в конфликтных, так и во взаимовыгодных отношениях с другими организациями. Это последнее понимание власти рассматривается преимущественно в теории стратегического менеджмента. Здесь же нас будет интересовать первый аспект власти в организации, тесно связанный с психологией организационного поведения.

Однако чем власть отличается от влияния в повседневных организационных отношениях? При ответе на этот вопрос обычно отмечается, что влияние распространяется на одном уровне в организации, в то время как власть "спускается сверху". Сотрудник может "влиять" на своего начальника или коллегу. Но было бы наивно говорить о власти над ними или о власти для них. Так же было бы странно слышать о "влиянии" менеджера на подчиненных, так как это означало бы, что у менеджера пет власти.

Внутри организаций распределение власти крайне неравномерно. Почему это происходит? Какие источники власти есть у людей в распоряжении? Для ответа на эти вопросы разделим основания, обеспечивающие власть, на две категории: тс, которые обеспечиваются положением человека в организации, и те, которые зависят от личностных характеристик человека.

Позиционная власть

По большей части та власть, которой располагают люди в организации, передается им вместе с "креслом". Другими словами, у них есть возможность влиять на других людей, благодаря той формальной власти, которая ассоциируется у людей с их работой. Это так называемая позиционная власть. Например, есть целый перечень властных полномочий, которыми располагает Президент Российской Федерации просто в силу того, что он президент, и он действует в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Конституцией. Когда он покидает свой пост, его полномочия передаются его преемнику. Существует четыре основания позиционной власти:

• легитимная власть;

• контролирующая власть,

• власть, основанная на принуждении;

• информационная власть.

Легитимная власть. Это власть, которую люди признают, потому, что она получена легитимным путем (назначение, выборы). Например, студенты признают за преподавателями право наводить порядок в аудитории, выставлять оценки, давать задания и требовать их исполнения, признавая за преподавателем легитимную власть над группой. Если кто-то попытается оспорить полномочия преподавателя вопросом: "Да кто вы такой, чтобы что-то от нас требовать?", ответом будет: "Я преподаватель и выполняю свои функции, вот кто я".

Надо отметить, что легитимная власть включает в себя так же близкие ей виды влияния и что может быть нецелесообразным переступать эти границы между властью и влиянием. Например, если для руководителя совершенно нормально попросить секретаря перепечатать документы и факсы компании, и при этом он пользуется легитимной властью, то с его стороны будет некорректно просить секретаря перепечатать домашнее задание его сына. Секретарь скорее всего выполнит такое поручение, но такая работа не будет прямым результатом формальной власти руководителя, т.е. результатом его влияния. Легитимная власть только к тем вариантам повелении, которые признаются должными индивидами и группами, вовлеченными в выполнение задания.

Контролирующая власть. Этот тип власти основывается на возможности контролировать поведение сотрудников через поощрения или вознаграждения за выполнение конкретных заданий. Возвращаясь к нашему примеру с преподавателем и студентами, заметим, что преподаватель имеет возможность контролировать работу студентов и, в случае хорошей работы, поощряет их высокими оценками, похвалами, рекомендательными письмами. Поощрение может быть как "осязаемым" (например, повышение в должности, премия, ценный подарок, отдых за счет фирмы или интересная зарубежная командировка), так и "неосязаемым" (например, похвала, одобрение, постановка в пример другим сотрудникам).

Власть, основанная на принуждении. Это одна из форм контролирующей власти. Такая власть обеспечивается возможностью контролировать санкции, накладывать дисциплинарные взыскания. Хотя большинство современных управленцев не любят использовать такую меру, как санкции, нередко руководители полагаются именно на власть принуждения. Если хотя бы раз ваш начальник сказал "Делайте так, как я говорю", то вы знаете, что такое власть принуждения. Часто руководитель обладает какой-либо властью именно в силу того, что остальные знают, что он может применить к ним санкции. Такая власть используется в качестве преимущественной, например в армии и других подобных организациях, где регламентации отношений между начальником и подчиненными придается очень большое значение.

Информационная власть. Этот четвертый источник власти руководителя базируется на доступе в силу его должности к информации, данным, сведениям и знаниям. Как правило, люди, занимающие высокие посты, располагают доступом к такой информации, которая является конфиденциальной и недоступной для рядовых членов организации. Например, это может быть информация о грядущих перестановках в руководстве организации, разрабатываемых стратегических планах, информация о финансовых делах компании, тенденциях на рынке и т.д. В таких случаях известный "слоган" английского философа Ф. Бэкона "Знание сила" приобретает буквальный смысл.

Хотя такой вид власти до сих пор широко распространен, он все же теряет свою значимость в большинстве современных организаций. Это происходит потому, что современные технологии сделали доступной большую часть информации для большей части людей и в значительно большей степени, чем когда бы то ни было. В результате информация перестала быть уникальной собственностью, которой располагают единицы в силу своего положения.