Другие формы организации обучения
Урок как основная форма органично дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса, которые могут происходить как в стенах образовательного учреждения, так и за его пределами. Перечисление и краткая характеристика некоторых из наиболее распространенных дополнительных форм организации обучения представлены в табл. 3.7.
К вспомогательным формам организации педагогического процесса относятся также и те из них, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями. К ним могут относиться иные, самые разные формы организации учебной и познавательной деятельности, которые чаще всего носят одноразовый характер и включают в себя все досуговые формы деятельности. К ним относятся, наряду с постоянно действующими формами организации внеучебной деятельности, эпизодические мероприятия, такие как олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, выставки, экспедиции и т.п.
Таблица 3.7
Дополнительные формы организации обучения
Формы организации обучения |
Характерные особенности конкретной формы организации обучения |
Экскурсия |
Специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на выставку, в поле, на ферму и т.п. Образовательно-воспитательное значение экскурсии – служить накоплению наглядных представлений и жизненных фактов, обогащению чувственного опыта воспитанников; помогать установлению связи теории с практикой; способствовать решению задач эстетического воспитания, развитию чувства любви к родному краю. Классифицируются в зависимости от объекта наблюдения как производственные, природоведческие, краеведческие, литературные, географические и т.п. По образовательно-воспитательным целям – могут быть обзорными и тематическими. По месту и структуре педагогического процесса – вводными, или предваряющими, текущими (сопровождающими) и итоговыми |
Дополнительные занятия и консультации |
Проводятся с отдельными учащимися или группой учащихся в целях восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету. На дополнительных занятиях опытные учителя практикуют различные виды помощи: разъяснение отдельных вопросов, прикрепление слабых учеников к сильным, повторное объяснение темы. При этом в одних случаях требуется большее использование наглядности, а в других – словесной конкретизации. Консультации – это эпизодическая форма, поскольку организуются по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие консультации. Консультации в школе обычно групповые, что не исключает, конечно, и индивидуальных консультаций |
Домашняя работа |
Имеет не только образовательное, но и большое воспитательное значение, формируя чувство ответственности за порученное дело, вырабатывая аккуратность, усидчивость и другие социально ценные качества. Принципиально отличается от классной тем, что протекает без непосредственного руководства учителя, ученик сам определяет время выполнения задания, выбирает наиболее приемлемый для него ритм и темп работы. Необходимость домашней работы обусловлена задачами формирования навыков самостоятельной работы и подготовки школьников к самообразованию. Исходя из дидактических целей, можно выделить три вида домашних заданий: подготавливающие к восприятию нового материала, изучению новой темы; направленные на закрепление знаний, выработку умений и навыков; требующие применения полученных знаний на практике. Особым видом являются задания творческого характера, к которым относятся индивидуальные домашние задания и задания отдельным группам учащихся |
Учебная конференция |
Редко практикуемая в школах, но довольно действенная форма организации педагогического процесса, имеющая своей целью обобщение материала по какому-либо разделу программы. Требует длительной подготовительной работы – проведение наблюдений, обобщение материалов экскурсий, постановка опытов, изучение литературных источников и т.п. |
Школьная лекция |
Адаптированная к условиям школы основная форма лекционно-семинарской системы, во многом приближается к рассказу, но значительно продолжительнее по времени. Может занимать урочное время целиком. Используется, когда учащимся необходимо дать дополнительный материал или обобщить его, поэтому она требует записи. Учащихся необходимо учить записывать лекции, показывать приемы конспектирования, использования общеупотребительных сокращений и обозначений, учить дополнять материал лекций, применять необходимые схемы, чертежи, таблицы |
Семинары и практикумы |
Проводятся в старших классах при изучении гуманитарных предметов, используются два вида семинаров: в форме докладов и сообщений; в вопросно-ответной форме. Сущность семинаров заключается в коллективном обсуждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных учащимися иод руководством учителя. Структура семинара – начинаются с краткого вступления учителя (введение в тему), затем последовательно обсуждаются объявленные вопросы, в конце занятия учитель подводит итог, делает обобщение. Важно участие в обсуждении оппонентов, которые тоже готовятся заранее и предварительно ознакомились с ОГЛАВЛЕНИЕм сообщений |
Семинар- диспут |
Его отличие от внеучебных диспутов в том, что сохраняется постоянный состав класса, диспутом всегда руководит учитель и сохраняются традиции коллективной работы учащихся на уроке. Семинар-диспут имеет и особую цель – формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций |
Практикумы или практические занятия |
Применяются при изучении дисциплин естественнонаучного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки, проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах и на учебно-опытных участках, в ученических производственных комбинатах и ученических производственных бригадах учащихся. Обычно работа строится в парах или индивидуально по инструкции или алгоритму, предложенному учителем |
Факультативы |
Эффективная форма дифференцированного обучения и воспитания. Основная задача – углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся, проведение планомерной профориентационной работы. Распределение учащихся по факультативам добровольное, но состав остается стабильным в течение года. Работает по определенной программе, которая нс дублирует учебную. Эффективным является сочетание лекций его руководителя с различными видами самостоятельной работы учащихся |
Занятия в кружках и клубах по интересам |
Предполагают определенную программу деятельности, которая менее строга и допускает внесение существенных коррективов в зависимости от пожеланий детей, изменяющихся обстоятельств деятельности и других факторов |