Владимир I Святославович
Великий князь Киевский и всея Руси – Владимир (956–1015 гг.) был сыном Святослава Игоревича и Малуши, домопровительницы Ольги. В 970 г. он получил в удел от отца Новгород, но опасаясь Ярополка, в 977 г. сбежал к варягам. С наемной дружиной в 979 г. Владимир вернулся на родину и двинулся на Киев. По пути занял Полоцк, где насильно взял в жены Рогнеду, невесту Ярополка. Киев долго не поддавался Владимиру, тогда он хитростью заманил к себе Ярополка и приказал его умертвить. Так в 980 г. он стал единодержавным правителем Киевской Руси. В 981 г. он совершил удачный поход на поляков, в 983 г. – на ятвягов (латышей), в 984 г. – на радимичей, в 985 г. – на камских булгар и в 986 г. – на вятичей.
В 988 г. Владимир начал войну с греками на Крымском полуострове, осадил и покорил Корсунь, после чего принял в этом городе крещение. За введение христианства в Киевской Руси Русская православная церковь назвала князя Владимира "Святым" и "Равноапостольным", а за масштабность государственных дел его звали "Великим".
В 990-е гг. прекратились набеги печенегов на Русь, так как на южных границах русского государства к этому времени по велению Владимира появились города-крепости. Эпоха правления Владимира считается также началом масштабного народного просвещения, церковной живописи и зодчества в России.
Святополк I Владимирович
Великий князь Киевский и всея Руси, по одной из версий – усыновленный племянник Владимира, Святополк (980–1019 гг.) родился в Киеве (после смерти своего отца Ярополка) от Предславы, бывшей в те годы наложницей Владимира. В 989 г. получил в удел г. Туров (ныне это белорусский город в Минской области). Будучи женатым на дочери польского короля Болеслава I Храброго, поддался совету тестя отделиться от Киевской Руси и принять католичество, за что был заключен Владимиром в темницу, но позже прощен. После кончины Владимира Святополк находился в Киеве и по праву старшего в роде занял престол. Опасаясь соперничества, он убил трех сводных братьев: Бориса, Глеба Муромского и Святослава Древлянского. Ярослав (Новгородский), желая положить конец этим злодеяниям, поздней осенью 1016 г. вступил в сражение с дружиной Святополка и разбил ее у городка Любеч. Святополк бросил в Киеве жену, а сам перебрался в Польшу. В 1018 г. на реке Буг он разбил дружину Ярослава и вошел с польским войском в Киев. В 1019 г., после возвращения союзников в Польшу, в сражении на реке Альта Святополк потерпел поражение от Ярослава и скрылся в Чешской Богемии, где и скончался.
Ярослав I Владимирович
Великий князь Киевский и всея Руси Ярослав (982–1054 гг.) был сыном Владимира I Святославовича от брака с Рогнедой, княжной полоцкой. В 989 г. получил от отца в удел город Ростов, а в 1012 г. после смерти брата Вышеслава переехал в Новгород. Титул великого киевского князя он получил в 1019 г. В 1023 г., когда Ярослав усмирил в Суздале мятеж волхвов (славянских жрецов), возобновивших языческие жертвоприношения людей. Его родной брат Мстислав Удалой, князь тмутараканский[1], предпринял попытку завоевать киевский престол. В 1024 г. в сражении с войском Мстислава, в состав которого входили северяне, яссы и касоги при Листвине, Ярослав потерпел поражение. В 1025 г. на съезде в Любече братья определили границы своих владений по Днепру, и, по словам летописца, "перестала усобица и мятеж, и была тишина велика в Земле". В 1036 г. после кончины бездетного Мстислава Ярослав принял власть уже над всей Русью.
В годы правления Ярослава Киевская Русь стремилась преодолеть феодальную раздробленность. Для укрепления границ государства основывались новые города: на севере – Юрьев (позднее он назывался Дерпт и Тарту), на Волге – Ярославль. Несколько городов были построены и на южных границах. В 1032 г. Ярослав вернул Руси захваченные ранее поляками Перемышль и Нервен. При Ярославе также были построены города на Волге (кроме Ярославля) и восточном побережье Балтийского моря. В годы его правления в Киеве был построен новый "Ярославов город", значительно расширены пределы столицы, воздвигнуты многочисленные церкви. В честь военных побед Ярослав выстроил Золотые ворота, поражавшие иностранцев своим великолепием.
В "Повести временных лет" так описываются эти события: "...заложил Ярослав город большой, у которого сейчас Золотые ворота, заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь святой Богородицы благовещения на Золотых воротах, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. При нем начала вера христианская плодиться и распространяться, и черноризцы стали множиться, и монастыри появляться. Любил Ярослав церковные уставы, попов очень жаловал, особенно же черноризцев, и к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они множество книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются учением божественным...
...Любил книги и, много их переписав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам. Украсил он ее золотом, серебром и сосудами церковными, в ней возносят к Богу положенные молитвы в назначенное время. И другие церкви ставил он по городам и иным местам, поставляя попов и давая им из своей казни плату, веля им учить людей, потому что это поручено им Богом, и посещать часто церкви. И увеличилось число пресвитеров и людей крещенных. И радовался Ярослав, видя множество церквей и людей крещенных, а враг сетовал на это, побеждаемый новыми людьми крещенными..."
Итак, из этого фрагмента главнейшего источника наших знаний о жизни Древней Руси можно почерпнуть сведения об основах русской системы образования. Именно князь Ярослав был инициатором масштабного открытия школ на Руси, развития образования.
При нем были созданы первые библиотеки, оказывалась всесторонняя поддержка переводческой деятельности. Многие книги древних авторов, сочинения византийских священников и историков были переведены на славянский язык. Современники называли его "Книгочеем" и "Мудрым" (как и его бабушку Ольгу). Перед своей кончиной он поделил территорию страны между сыновьями. Киевский престол передал старшему сыну Изяславу и предупредил остальных сыновей не покушаться на его владения. Вторым по значению становился брат, получавший в управление Чернигов, третьим – Переяславль. Таким образом Киевская Русь (будущая Россия) раздробилась на удельные княжества и утратила свое прежнее могущество. Но сделано это было в соответствии с законами и правами, действовавшими уже в то время.
Первые сведения о существовавших на Руси правовых нормах обнаружены в договорах киевских князей с греками: в них упоминался некий "закон Русский". Его текст до сего времени неизвестен. Наиболее ранним из дошедших до пас юридических документов является "Русская Правда". Этот документ содержит нормы различных областей права, и в первую очередь, уголовного и процессуального, и указания на князей, принимавших или изменявших закон (Ярослав, его сыновья, Владимир Мономах). В документе обобщены отдельные законы, принимавшиеся князьями, т.е. "Русскую Правду" можно рассматривать как серьезный источник феодального права. В то же время она являлась и светским Судебником, так как этот документ был создан государственной властью и охватывал дела, подведомственные только ей и не касавшиеся церковной юрисдикции, которая возникла после крещения Руси и определялась специальными княжескими уставами.