Договоры подряда (субподряда)

Отдельную сферу в логистике снабжения предприятий представляют подрядные работы, целью которых является предоставление услуг по строительству, текущему (капитальному) ремонту и эксплуатации объектов основных фондов. Их выполнение связано с необходимостью дополнительной лицензии или квалификации. Иными словами, предметом закупки выступают работы или услуги, выполнение которых хозяйственным способом (собственными силами) не допускается или нецелесообразно (невыгодно).

Подрядные работы для промышленной или посреднической компании, как правило, являются нестандартными и относятся к категории нетиповых закупочных ситуаций, среди которых можно выделить: ремонт систем энерго-, тепло-, водоснабжения, канализации, пожаротушения, кровли, линий связи и коммуникаций, обслуживание и эксплуатацию производственно-опасных объектов, подъездных железнодорожных путей и т.д. Выбор подрядчика, наилучшим образом удовлетворяющего требованиям заказчика для данного вида работ, связан с необходимостью обеспечения дополнительной координации между структурными подразделениями, такими как отдел закупок, служба главного инженера, юридический отдел, планово-финансовый отдел и др.

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат и оплатить его. К отдельным видам договора подряда относятся: бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд.

Стоимость работ по договору подряда может быть определена путем составления сметы. В этом случае смета становится частью договора с момента подтверждения ее заказчиком. Сметы могут быть составлены ресурсным или базисно-индексным методом.

1. Ресурсный метод определения стоимости основан на текущих (базисных или прогнозируемых) ценах на используемые материалы и тарифах на производимые работы, необходимые для реализации проекта, включающих в себя затраты труда рабочих и механизаторов, время эксплуатации строительных машин и механизмов, расход энергетических ресурсов и др.

2. Базисно-индексный метод предусматривает применение различных индексов (коэффициентов) пересчета сметной стоимости (как общей, так и отдельных элементов затрат) из базисного (на 1 января 2000 г.) в текущий или прогнозный уровень цен.

Составление и проверка объективности сметных расчетов требует специальной квалификации и практических навыков, которые могут отсутствовать у штатных сотрудников технической службы или отдела снабжения предприятия, а привлечение квалифицированных специалистов связано с необходимостью дополнительной оплаты их труда. Поэтому часто смету заменяют так называемой калькуляцией договорной цены работ и материалов, которая согласовывается сторонами в приложении к договору подряда. В этом случае персонал службы снабжения проводит исследование конъюнктуры рынка па соответствующие работы и материалы и осуществляет бенчмаркинг (сравнение) конкурирующих предложений с целью выявления оптимального.

Переговоры с поставщиками

Позиции сторон по условиям договоров купли-продажи согласуются путем переговоров, являющихся одной из форм торгов, в процессе проведения которых потребитель выбирает лучшего поставщика с оптимальным соотношением предъявляемых к предметам снабжения требований (критериев).

Переговоры в закупках можно условно разделить на несколько разновидностей:

– деловая переписка с использованием почтовой, факсимильной связи;

– телефонные переговоры;

– личная встреча уполномоченных представителей сторон;

– через посредников (агентов) и пр.

С точки зрения достигнутых результатов переговоры можно классифицировать следующим образом.

1. Жесткие переговоры, в результате которых достигаются так называемые асимметричные решения, или относительно компромиссные, когда уступки одной стороны значительно превышают уступки другой. Часто поставщики, использующие свое доминирующее положение на рынке некоторой продукции, могут навязывать покупателям заведомо невыгодные для них условия поставок. Например, риск образования дефицита запаса на складе потребителя (в случае резкого увеличения спроса) может заставить его приобрести продукцию у поставщика по более высокой стоимости и на менее интересных условиях оплаты, предотвращая при этом еще большие убытки, которые могут быть вызваны последующей потерей части клиентской базы (упущенной выгодой). Таким образом, на переговорах закрепляется поражение потребителя, поскольку уступки с его стороны могут значительно превышать уступки со стороны поставщика.

2. Компромиссные решения, достигаемые путем взаимных (равнозначных) уступок сторон. Например, по аналогии с предыдущим пунктом потребитель принимает условия поставщика о более высокой стоимости продукции в случае необходимости сверхплановой поставки, но при этом добивается большей отсрочки платежа, что может позитивно сказаться на эффективности использования собственных оборотных средств. Таким образом, потребитель, сделав уступку по менее значимому для себя вопросу (закупочная стоимость), но более важному для поставщика, оказывается в более интересных финансовых условиях.

3. Принципиально новые решения, которые переводят предмет переговоров сторон в разряд несущественных. Например, обсуждая стоимость поставляемой продукции и условия ее оплаты, поставщик и потребитель могут прийти к соглашению о замене необходимой номенклатуры запаса аналогичной по своим потребительским свойствам, но более дешевой но цене.

В заключение отметим, что техника проведения переговоров с целью достижения того или иного результата, удовлетворяющего представителей сторон, выходит за рамки рассматриваемой тематики, поскольку в большей степени относится к компетенции таких общественных наук, как психология и социология, и в меньшей степени – к логистике.