Владимир Мономах – Великий Киевский Князь
Очередная русская смута усилила активность половецких орд. Приднепровские и донские половцы ежегодно предпринимали набеги на Русские земли. В ответ князья попытались сплотить силы в борьбе против кочевников. В августе 1100 г. в г. Витичеве состоялся второй съезд князей Киевской Руси, на котором князья решили предпринять совместный поход против степняков. Но прошло еще три года, прежде чем князья окончательно договорились между собой.
В 1103 г. князья с их дружинами встретились у Долобского оз. (близ Киева) для организации совместного похода на половцев. Наступила весна, самое удобное время для похода, Так как к этому времени половецкие кони после зимы еще не набрали силу и выносливость на только что зазеленевших пастбищах. Однако Святополк предложил отказаться от похода, заявив, что невыгодно отрывать русских смердов от весенних паленых работ и губить лошадей в походе. Рачительный хозяин и скупой человек, он стремился избежать убытков. Его поддержали некоторые князья и бояре. И тогда слово взял Владимир Мономах: "Дивлюсь я, дружина, – сказал он, – что лошадей жалеете, на которых пашут! А почему не думаете о том, что вот начнет пахать смерд, и, приехав, половчин застрелит его из лука, а лошадь его возьмет, а в село его приехав, возьмет жену его и детей его и все его имущество. Так лошадь вам жаль, а самого смерда не жаль". Выступление Владимира положило конец спорам и колебаниям. Объединенное войско двинулось в путь. В походе не принял участие лишь давний союзник половцев Олег, сославшись на болезнь.
Русская рать нашла половецкие кочевья неподалеку от Азовского моря. Там, близ урочища Сутень, русские дружины наголову разбили половцев и пошли по половецким становищам, освобождая: пленников, захватывая богатую добычу, отгоняя на Русь табуны коней и стада.
На три года после этого затихли половцы, но их главные становища остались нетронутыми. В 1106 г. объединенное войско приднепровских половцев во главе с ханом Боняком и донских во главе с ханом Шаруканом двинулось на Русь. Половцы стремились отомстить за свои поражения, за гибель своих людей.
На реке Хорол русская рать встретила половецкие силы и в ожесточенном бою вновь разгромила их. Погиб брат Боняка, Шарукан едва избежал плена.
Русские князья не стали ждать, пока половцы вновь наберутся сил, и в 1111 г. предприняли новый крупный поход в степь. Цель этого похода заключалась в том, чтобы достичь сердца половецких владений, захватить их зимнее убежище – главный город Шарукань (предположительно на Северском Донце, в районе гг. Чугуев – Змиев). Чтобы обеспечить поддержку со стороны Близких половецких орд, Владимир Мономах и
Олег побывали в их становищах, поднесли ханам дорогие подарки и женили своих сыновей – Юрия Владимировича (будущего Юрия Долгорукого) и Святослава Ольговича на дочерях союзных половецких ханов.
Владимир Мономах придал этому походу значение крестового – точно так же, как это делали западные крестоносцы в борьбе с арабами. К этому времени уже состоялся 1-й крестовый поход (1096–1099 гг.), закончившийся захватом Иерусалима и созданием христианского государства на Ближнем Востоке. В этом походе принимал участие двоюродный брат Владимира Мономаха – граф Гуго Вермандуа, сын Анны Ярославны, королевы Франции, брат французского короля Филиппа I. К началу XII в. сведения о крестовом походе были уже известны на Руси.
Организуя поход в степь, Владимир Мономах рассматривал его как крестовый поход против язычников-степняков. Во главе русской рати, вышедшей из ворот Переяславля, были епископы и священники. Следом несли огромный крест. Его водрузили неподалеку от ворот города, и все воины, в том числе князья, проезжая и проходя мимо креста, получали благословение епископа. Представители духовенства шли впереди русского воинства на протяжении более 10 км и в дальнейшем двигались вместе с войском в обозе, где находилась вся церковная утварь. Перед штурмом каждого укрепленного половецкого становища священники пели церковные гимны и осеняли воинов крестным знамением.
В поход ушли Святополк, Владимир Мономах, брат Олега Давыд. Все они были с сыновьями. Рядом с Владимиром были четыре его сына и среди них самый младший – 9-летний Андрей.
Русская рать разгромила передовые отряды половцев и вышла к г. Шаруканю. Город не сопротивлялся и вынес к ногам князей на огромных серебряных блюдах рыбу и чаши с вином. Это был акт сдачи на милость победителя: и желание дать выкуп. Другой город – Сугров отказался сдаться, был взят штурмом и сожжен. Еще одну битву русские князья выиграли на берегу Дона. Перед битвой князья сказали: "Здесь смерть нам, станем тверды", потом ударили на врага, и половцы побежали.
Основные силы сторон сошлись через три дня, 27 марта 1111 г. на р. Сольнице, притоке Дона. По словам летописца, половцы "выступили точно великий лес". Владимир Мономах не стал ждать окружения и повел войско навстречу врагу. Воины сошлись в рукопашной схватке и "столкнулись полк с полком, и, точно гром, раздался треск столкнувшихся рядов", – говорится в летописи. В этой толчее половецкая конница утратила возможность маневрировать, а в рукопашном бою русским воинам не было равных. В разгар битвы началась гроза, усилился ветер, пошел сильный дождь. Руссы так перестроили свои ряды, что ветер и дождь били в лицо половцам. Но они сражались мужественно, отстаивая десятилетиями освоенную землю, свои пастбища и домашние очаги. И снова, как в битве при Триполье, "чело" войска – киевляне дрогнули и стали прогибаться под яростным напором половцев, превосходивших их числом. И тут на помощь киевлянам пришел Владимир Мономах со своей дружиной, оставив свой "полк правой руки" сыну Ярополку. Появление стяга Мономаха в центре битвы ободрило киевлян и повергло неприятеля в страх, половцы не выдержали упорной схватки и бросились к броду. Их преследовали и рубили. В этой битве руссы пленных не брали. Около 10 тыс. половцев полегло на поле боя. Лишь небольшая часть их вместе с ханом Шаруканом ушла в степь.
Весть о русском: крестовом походе в степь была доставлена русскими гонцами в Византию, Венгрию, Польшу, Чехию и Рим.
Бурные события конца XI в. – начала XII в. оказали сильное влияние на состояние русского общества. Они затронули все слои населения: Прежде всего, в условиях междоусобных войн, постоянных битв с половцами возросла роль князей, бояр, дружин. Именно они были в центре всех событий, сражались Друг с другом и с кочевниками, обороняли города, теряли имущество во время поражений, а при победах захватывали добычу. Для поддержания их силы и могущества, вооружения и снабжения требовались всё большие средства, а это значило повышение податей с простого населения – смердов, ремесленников, других жителей городов и сел. Всё большее количество свободных земель князья передавали своим вассалам, что вызывало недовольство крестьянского населения, крестьянских общинных миров. Междоусобные битвы сопровождались пожарами городов, разорением сельского населения, дополнительными поборами. И если верхушка общества силой оружия, насилиями над своими соотечественниками могла восполнить свои потери, то для простого человека всё происходящее оборачивалось сущей трагедией. Половецкие грабежи и увод пленных дополняли тяготы простого люда. К тому же смердов и ремесленников всё чаще привлекали в полки на бесчисленные сечи со степняками. Во время войн и набегов лежали запустевшими пахотные земли, затухал огонь в кузнечных горнах, приостанавливал бег гончарный круг в ремесленных мастерских, замирала торговля, пустынными становились оживленные Торговые дороги "из варяг в греки" и другие.
Всё больше людей не имели возможности самостоятельно вести свое хозяйство в сельских местностях и в городах, прокормить семью, детей. Они шли в кабалу к богатым, продавали себя в холопы, брали в долг деньги, семена для посева, орудия труда. За это они должны были либо работать в хозяйстве своего "благодетеля", либо за взятые деньги, кроме возврата суммы Долга, еще и платить проценты, которые повышались с каждым годом. Особенно злодействовали ростовщики, ссужавшие нуждающимся людям деньги за высокие проценты; кроме них ростовщичеством занимались также богатые купцы и монахи Киево-Печерского монастыря. Большим сребролюбцем и жестоким ростовщикам слыл и сам великий князь Святополк Изяславич. Когда в 1113 г. он внезапно умер, это еще более обострило положение в Киеве.
Различные княжеские группировки, не обращая внимания на тяжелую жизнь простых людей, начали борьбу за власть. Одни хотели посадить на киевский престол старшего из Рюриковичей – черниговского князя Олега, но он постоянно болел, его брат Давыд вообще отошел от политических дел. Было немало сторонников и у Владимира Мономаха, который был третьим по старшинству князем на Руси. Гонцы без конца сновали между Киевом, Черниговом и Переяславлем. Киев разделился на различные княжеские партии. А в это время тревожно загудел торгово-ремесленный Подол, нижняя часть города, где жили мелкие торговцы, ремесленники, разного рода работные люди, городская беднота.
Там прошел слух, что бояре сговариваются с Олегом, поддерживают ростовщиков. Сотни людей с топорами, косами, вилами, палками в руках двинулись в центр Киева. Раздавались угрозы в адрес бояр, ростовщиков. Толпа разгромила богатые дворы, удар пришелся и по еврейским купцам и ростовщикам, которые заперлись в киевской синагоге. В Софийском Соборе по зову митрополита сошлись бояре и старшие дружинники, епископы, игумены монастырей. Их решение было однозначным: немедленно звать в Киев Владимира Мономаха; только он, князь воин и патриот, мог унять начавшееся выступление народа. Вначале переяславский князь не внял этому призыву. Он боялся вновь ввергнуть страну в междоусобицу, если бы вдруг Святославичи, старшие в роду, опротестовали это решение. Страшился он и киевской знати, которая долгие годы служила его скрытому противнику Святополку. У него также не было желания противопоставлять себя восставшим киевлянам.
На следующее утро народ снова высыпал на улицы Киева. В осаде оказался княжеский дворец. Большая толпа бросилась в сторону монастырей. Мятеж разрастался, вовлекая всё новые массы людей. Пробудились окрестные слободы и деревни, поднялись против своих господ смерды, закупы, рядовичи. Должники отказывались выплачивать проценты и расправлялись с наиболее ненавистными заимодавцами, холопы вышли из повиновения господам.
И вновь митрополит собрал верхушку города. Вновь было принято решение пригласить Владимира Мономаха в Киев. 20 апреля 1113 г. Владимир во главе переяславской дружины вступил в Киев. Стремление защитить порядок в городе и стране, унять разгулявшуюся "чернь" оказались у князя сильней других расчетов.
Грозная поступь прибывшей дружины мгновенно образумила восставших, и волнения прекратились. Началось правление нового великого киевского князя Владимира Мономаха. В это время ему было уже 60 лет.
Время Владимира II Мономаха на Руси оказалось самым плодотворным за последние десятилетия. Оно напомнило о силе и славе Руси периода правления Владимира I Святославича и Ярослава Мудрого. Владимир Мономах успокоил русское общество, прекратив внутреннюю борьбу не только силой, проведя по городу отборную и хорошо вооруженную дружину, но и путём разумных уступок низам общества.
Сразу после начала правления Владимир Мономах дал Руси новую "Русскую Правду", которая называлась "Устав Владимира Всеволодовича". В "Уставе" были сохранены многие статьи прежней "Русской Правды", защищавшей порядок, имущество и личность человека. Но одновременно он значительно облегчил положение бедных людей. Отныне проценты за взятый долг значительно снижались, многие непосильные долги были ликвидированы, произвол ростовщиков ограничен. "Устав" включал и новые статьи, которые облегчали участь смердов, закупов, рядовичей и даже холопов. Владимир Мономах сумел тем самым устранить наиболее глубокие и болезненные язвы общества, сиял социальное напряжение в городах и селах. Он показал верхушке русского общества, что управлять страной и повышать ее силу и благополучие следует не насилием одних над другими, а прежде всего строгими, но разумными в тех условиях правилами. Его "Устав" был направлен на то, чтобы уберечь бояр, дружинников, духовенство, купечество от насилия со стороны низов общества, но одновременно обезопасить всё общество от беспорядков, поддержать хозяйство смердов и ремесленников, которые составляли основу государственного благосостояния.
В истории Руси он выступил как первый серьезный реформатор, как человек, осуществивший ряд серьезных преобразовании в жизни общества, которые прекратили хотя бы па некоторое время раздоры, насилия.
Владимир Мономах воссоздал единство Руси. Нс нарушая заповеди Ярослава Мудрого и решений Любечского съезда о том, что каждый князь владеет своей отчиной, он заставил всех князей подчиняться великому киевскому князю. При этом действовал стремительно и жестоко. Так; он подавил мятеж своего племянника – Ярослава Святополчича, который правил на Волыни. Когда Владимир узнал, что среди новгородского боярства созрел заговор в пользу отделения Новгорода от Киева, он вызвал бояр в Киев и бросил их в темницу.
Своих сыновей, как и его прославленные предки, великий князь рассадил по крупным русским городам – в Новгороде, Смоленске, Ростове, Суздале. Подавил он и сепаратизм, Т.е. стремление к самостоятельной политике и независимости черниговских князей, и даже Олег Святославич беспрекословно слушался своего младшего двоюродного брата. Нанес он удар и по Полоцкому княжеству, где постоянно проявлялись сепаратистские настроения и делались попытки выйти из-под контроля Киева
Но, конечно, одной из главных заслуг Владимира Мономаха стало дальнейшее наступление на половцев и предотвращение их набегов на Русь. Это уже не была оборона. Напротив, Русь сама стремилась нанести удар своим вечным соперникам.
В 1116 г. князь сам возглавил поход в степь, хотя был уже немолод, но по-прежнему бодр, хорошо держался в седле, наряду с воинами переносил все тяготы похода. Затем он посылал против половцев своих сыновей, и в первую очередь талантливого полководца и смелого воина Ярополка Владимировича.
Продолжал Владимир Мономах и балканскую политику своих предков. Он, как и ранее Святослав, пытался утвердиться на Дунае. На гаг было послано русское войско, Владимир даже назначил своих посадников – управителей в дунайских городах. Но Византия поспешила уладить отношения миром. К Владимиру прибыло посольство с богатыми дарами и просьбой не нарушать мирных отношений с империей. Среди даров были предметы парадной императорской одежды, знаки императорской власти, и в первую очередь императорский венец. С тех пор и возникла легенда о так называемой "шапке Мономаха". В реальности же "шапка Мономаха", которая ныне находится в Оружейной палате Московскою Кремля, была изготовлена в Московской Руси гораздо позднее.
Кроме того, византийцы согласились, как и при Владимире I Святославиче, на династический брак с Русью: сын византийскою императора был обручен с внучкой Владимира Мономаха, дочерью его старшего сына Мстислава. Это указывало, что такою рода связи между империей и Русью стали обычными, и Русь превратилась в составную и полноправную часть европейского сообщества ведущих государств.
Как считают историки отечественной педагогики, Владимир Мономах – первый светский педагог Древней Руси. Подтверждение тому – написанные им "Поучение", "Автобиография" и "Письмо к Олегу Святославичу" (помещены в Лаврентьевской летописи), в которых изложена цельная система его педагогических воззрений. В этом легко убедиться, упомянув хотя бы о некоторых из них.
Одним из главных средств воспитания детей, считал Мономах, является образование. Он обращался к детям: "Не забывайте того хорошего, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь", "Если начнете забывать это, то часто перечитывайте". Ссылаясь на опыт своего отца, призывал к изучению иностранных языков: "Отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран".
Опираясь на глубокое знание жизни и собственный опыт, Владимир Мономах впервые заявил о неразрывности воспитания: с практическими потребностями, жизненными интересами людей. В те времена это было одним из высших достижений педагогической мысли. Трудолюбие, считал князь, – основа всех успехов и чести человека. Он ярко описал свои ратные походы и опасные "лавы" (охоту), подчеркивая при этом, что труд – обязанность каждого, где бы он ни находился, даже "в пути, на коне". Тяжким нравственным пороком Мономах считал лень: "Леность бо всему мати, ежи умееть, что забудеть, а чего же не умееть, а тому ся не учить".
Князь страстно призывал детей творить добро: "Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека".
Он писал, что любое зло рано или поздно будет наказано, а добро восторжествует. "Молод был и состарился, – писал он, – и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба".
Владимир Мономах умер 19 мая 1125 г. на 73-м году жизни на р. Альте, в небольшом доме, который он построил для себя рядом с часовней на месте убийства князя Бориса. Он по праву заслужил русскую и европейскую славу. При нем Русь была сильна, едина и могуча как никогда. Один древний источник сохранил описание Владимира Мономаха: "Лицом был красен (т.е. красив), очи велики, ростом не весьма велик, но крепкий телом и силен".
В последние годы жизни Владимир всё меньше сам лично занимался делами государства и военными походами. Многое он доверял старшему сыну Мстиславу, рожденному от английской принцессы. Он перевел его из Новгорода, где тот княжил долгие годы, к себе в Киев и постоянно держал при себе в качестве соправителя.
Когда старый князь умер, Мстислав взял власть в свои руки. Тем самым завет Ярослава Мудрого был нарушен, и во главе Руси встал не старший в роду, а старший сын правившего князя. Это было традицией всей Европы, и Русь впервые встала на этот путь. Авторитет Мономаха и опыт, воля Мстислава, а также поддержка киевской верхушки были столь сильны, что остальные князья смолчали, хотя и были недовольны таким поворотом событий.
Время правления Мстислава Владимировича (1125–1132 гг.), которого на Руси прозвали Великим, было недолгим, но плодотворным. Он вступил на престол, когда ему было около 50 лет, значительную часть из которых он провел рядом с отцом. Он и продолжал его политику.
Половцы попытались воспользоваться смертью Владимира Мономаха и организовали нашествие на русские земли. Но они столкнулись со всей мощью русских ратей, которыми руководил Ярополк Владимирович. Позднее Мстислав и Ярополк в ходе масштабных походов в степь сумели "нагнать" половцев за Дон и Волгу. Некоторые из половецких орд в страхе перед наступавшей Русью откочевали подальше от русских границ – к реке Яик (Урал) и в Закавказье.
Мстислав обезопасил и северо-западные границы Руси. Он предпринимал походы против чуди (эстов) и литовцев, которые с ХII в. начали тревожить русские земли своими набегами.