Дидактические свойства компьютера как одного из видов ТСО
Из всех видов ТСО, применяемых в настоящее время, только компьютер в полной мере обеспечивает, во-первых, адаптивность учебного материала (в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся); во-вторых, многотерминальность (одновременная работа группы пользователей); в-третьих, интерактивность (взаимодействие ТСО и учащегося, имитирующее в известной степени естественное общение); в-четвертых, подконтрольность индивидуальной работы обучающегося во внеаудиторное время. Это обусловлено спецификой компьютера, которая состоит в следующем.
1. Значительный объем памяти современных компьютеров позволяет хранить и оперативно использовать большие массивы учебной информации (формулировки заданий, тексты, упражнения, примеры и образцы, справочную, корректирующую и консультирующую информацию, разнообразные ремарки – реакции на те или иные действия обучаемых).
2. Высокое быстродействие компьютера (сотни тысяч операций за секунды) позволяет значительно повысить реактивность данного вида ТСО. В среднем скорость реакции ЭВМ на запрос или ответ учащегося составляет 1–3 секунды.
3. Компьютер обладает способностью анализировать ответы и запросы студентов.
4. Диалоговый режим связи учебного материала (компьютерной программы) с обучаемым позволяет имитировать некоторые функции преподавателя. Только компьютер способен осуществить столь разнообразную по форме и содержанию связь с обучаемым (информативную, справочную, консультирующую, результативную, вербальную, невербальную – графика, цвет, звуковая сигнализация).
5. Существенным достоинством данного вида ТСО является наличие обратной связи, т.е. возможности осуществления коррекции самим обучаемым с опорой на консультирующую информацию, которая выбирается из памяти компьютера либо самим обучаемым, либо на основе автоматической диагностики ошибок, допускаемых им в ходе работы. Способ предъявления подобного рода информации зависит от типа учебной компьютерной программы.
6. К достоинствам компьютерных программ относится адаптивность: проработка (изучение, тренировка, повторение и контроль) одного и того же материала может осуществляться с различной степенью глубины и полноты, в индивидуальном темпе или в индивидуальной (часто выбираемой самим обучающимся) последовательности.
7. Наконец, компьютер обладает возможностью в автоматическом режиме проводить многофакторный сбор и анализ статистической информации о работе группы, получаемой в процессе компьютеризованного занятия, без нарушения естественности протекания занятия.
Однако как бы ни были многофункциональны новые информационные технологии, ведущей в учебном процессе по-прежнему остается роль преподавателя, а учащийся превращается в субъекта педагогического процесса.
Роль ТСО в различных моделях обучения
Ранее мы уже рассматривали различные модели обучения: объяснительно-иллюстративные, или информационно-рецептивные; репродуктивные; проблемного изложения; частично поисковые, или эвристические; исследовательские (см. гл. 10). Рассмотрим теперь, какую роль играют ТСО в тех или иных формах и методах учебно-воспитательного процесса.
► Как известно, основное назначение объяснительно – иллюстративных методов – передача и организация усвоения информации обучающимися. Готовая информация сообщается разными способами преподавателем, учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют ее в памяти (первый уровень усвоения материала). ТСО в этом случае увеличивают количество источников информации. Выполняя информационную функцию при объяснительно-иллюстративном обучении, ТСО могут использоваться как наглядноиллюстративный материал при другом основном источнике информации или как основной источник информации.
► Репродуктивное обучение используется для формирования навыков и умений пользоваться знаниями, т.е. для применения знаний о мире в знакомой ситуации и осуществления способов деятельности по образцу, когда учащиеся обучаются воспроизведению этих знаний и способов деятельности. Для того чтобы организовать репродуктивное обучение, используются различные задания, упражнения и т.п. В этом случае, помимо устных объяснений, непосредственного показа, широко применяют различные ТСО: это может быть и демонстрация кинофрагмента в качестве инструктажа, и использование тренажеров для отработки практических действий, и применение технических средств автоматизированного контроля в сочетании с программированными пособиями, позволяющими осуществлять контроль и самоконтроль (внешнюю и внутреннюю связь).
► Проблемное изложение позволяет не только передавать учебный материал, но и показывать возможный путь познания, ход мыслительного процесса при решении проблемы. В настоящее время появились экранные, звуковые и экранно-звуковые пособия, которые построены так, что их можно органично вводить в данную модель обучения.
► Переход к исследовательскому методу происходит постепенно, через частично поисковый (эвристический) метод, который приближает учащихся к самостоятельному решению проблемы путем обучения отдельным этапам исследовательской деятельности. Применяемые здесь ТСО должны помочь обучаемым увидеть проблему, сформулировать ее, найти доказательство, сделать выводы, произвести самоконтроль и т.д., т.е. выполнить те самостоятельные шаги, которые и определяют поисковый характер их деятельности. Эти этапы поиска должны быть запланированы, вариативно предусмотрены.
► Исследовательский метод обеспечивает усвоение знаний на самом высоком уровне (применение знаний в новой ситуации) и одновременно является опытом творческой деятельности. Основная его функция – учить самостоятельно выполнять познавательную деятельность. Данная модель обучения дает преподавателю широкие возможности для применения ТСО. Они помогают ему построить задания, выполняя которые учащиеся прилагают свои знания для решения новых проблем. ТСО позволяют организовать дифференцированный подход при решении этих проблем, контролировать и направлять ход работы, проверять итоги исследовательской деятельности. Обучаемые могут применять ТСО на таких этапах своей исследовательской деятельности, как наблюдение и изучение фактов и явлений; постановка проблемы, связанной с выявлением неизученных явлений; осуществление плана исследования; проверка найденного решения.
Ученые выделяют следующие тенденции развития современных средств обучения[1]:
1) сокращение номенклатуры пособий (принципы комплектности, необходимости и достаточности);
2) расширение их функциональных возможностей (принцип полифункциональности);
3) создание условий для комплектования средств обучения и разработки их систем (принцип комплексности);
4) разработка комплектов для самостоятельных занятий, в том числе исследовательских и практических работ для разных уровней обучения (принцип вариативной дифференциации);
5) создание модульных (в том числе компьютерных) комплектов специального назначения для специализированных и интегрированных практикумов, обеспечивающих внедрение новых технологий обучения (принцип модульности и интерактивности).
Таким образом, эффективность средств обучения определяется их соответствием конкретным учебно-воспитательным целям, задачам, специфике учебного материала, формам и методам организации деятельности преподавателя и учащихся, материально-техническим условиям и возможностям учебного заведения. Необходимость применения средств обучения, которые могут воздействовать на различные органы чувств, несомненна. Использование их для отбора, передачи, преобразования и отображения информации позволяет автоматизировать те интеллектуальные процессы, которые всегда были прерогативой человека, – управление, проектирование, прогнозирование и т.д.