Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию
ИНСТРУКЦИЯ
Оцените себя по девятибалльной шкале по каждому показателю и определите уровень сформированности у себя умений и навыков саморазвития. Предложите также оценить себя коллегам по этой карте. Сравните результаты и сделайте выводы.
Карта самооценки готовности к самообразовательной деятельности
I. Мотивационный компонент (9—81 балл)
1. Осознание личной и общественной значимости непрерывного образования в педагогической деятельности
2. Наличие стойких познавательных интересов в области педагогики и психологии
3. Чувство долга и ответственности
4.Любознательность
5. Стремление получить высокую оценку своей самообразовательной деятельности
6. Потребность в психолого-педагогическом самообразовании (ППСО)
7. По1рсбносгь в самопознании 123456789
8. Ранговое место ППСО среди девяти наиболее значимых 123456789 для вас видов деятельности
9. Уверенность в своих силах I 23456789
II. Когнитивный компонент (6—54 балла)
1. Уровень общеобразовательных знаний 1 23456789
2. Уровень общеобразовательных умений 1 23456789
3. Уровень педагогических знаний и умений 1 23456789
4. Уровень психологических знаний и умений 123456789
5. Уровень методических знаний и умений 123456789
6. Уровень социальных знаний I 23456789
III. Нравственно-волевой компонент (9—81 балл)
1. Положительное отношение к процессу учения 1 23456789
2. Критичность 123456789
3. Самостоятельность 1 23456789
4. Целеустремленность 1 23456789
5. Воля 123456789
6. Трудоспособность 123456789
7. Умение доводить начатое до копил 1 23456789
8. Смелость 123456789
9. Самокритичность 1 23456789
IV. Гностический компонент (17—153 балла)
1. Умение ставить и разрешать познавательные задачи 1 23456789
2. Гибкость и оперативность мышления 1 23456789
3. Наблюдательность 1 23456789
4. Способность к анализу педагогической деятельности 1 23456789
5. Способность к синтезу и обобщению 1 23456789
6. Креативность и ее проявления в педагогической деятельности
7. Память и ее оперативность I 23456789
8. Удовлетворение от познания I 23456789
9. Умение слушать 123456789
10. Умение владеть разными тинами чтения 1 23456789
11. Умение выделять и усваивать определенное ОГЛАВЛЕНИЕ 1 23456789
12. Умение доказывать, обосновывать суждения 123456789
13. Умение систематизировать, классифицировать 1 23456789
14. Умение видеть противоречия и проблемы 1 23456789
15. Умение переносить знания и умения в новые ситуации 1 23456789
16. Способность отказаться от устоявшихся идей 1 23456789
17. Независимость суждений 123456789
V. Организационный компонент (7—63 балла)
1. Умение планировать время 123456789
2. Умение планировать свою работу 1 23456789
3. Умение перестраивать систему деятельности 1 23456789
4. Умение работать в библиотеках 123456789
5. Умение ориентироваться в классификации источников 1 23456789
6. Умение пользоваться оргтехникой и банком компьютерной 123456789 информации
7. Умение владеть различными приемами фиксации прочитанного
VI. Способность к самоуправлению в педагогической деятельности (5—45 баллов)
1. Самооценка самостоятельности собственной деятельности 123456789
2. Способность к самоанализу и рефлексии 1 23456789
3. Способность к самоорганизации и мобилизации 1 23456789
4. Самоконтроль 1 23456789
5. Трудолюбие и прилежание 123456789
VII. Коммуникативные способности (5—45 баллов)
1. Способность аккумулировать и использовать опыт самообразовательной деятельности коллег
2. Способность к сотрудничеству и взаимопомощи в профессиональном педагогическом самообразовании
3. Способность организовать самообразовательную деятельность других (прежде всего обучаемых)
4. Способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе дискуссий
5. Способность избегать конфликтов в процессе совместной деятельности
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
По каждому из семи факторов педагогического саморазвития подсчитайте общее количество баллов. Об уровне парциальной сформированность и готовности к педагогическому саморазвитию свидетельствуют количественные показатели, представленные в табл. 1.2.
Таблица 1.2. Количественные показатели готовности к педагогическому саморазвитию
Номер шкалы |
Компоненты профессионально-педагогического саморазвития (ППС) |
Уровни ППС (в баллах) |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
||
I |
Мотивационный |
35 и менее |
36-54 |
55 и более |
II |
Когнитивный |
23 и менее |
24-36 |
37 и более |
III |
Нравственно-волевой |
35 и менее |
36-54 |
55 и более |
IV |
Гностический |
67 и менее |
68-108 |
69 и более |
V |
Организационный |
27 и менее |
28-42 |
29 и более |
VI |
Способность к самоуправлению |
19 и менее |
20-30 |
21 и более |
VII |
Коммуникативный |
19 и менее |
20-30 |
21 и более |