Лекция 9. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АДВОКАТА В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАРУШЕНИЯХ

Порядок производства по делам об административных правонарушениях регламентирован положениями КоАП.

Конституционное положение, закрепляющее право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, нашло отражение в КоАП.

Согласно ст. 25.5 КоАП юридическую помощь лицу, в отношении которого осуществляется производство по административному правонарушению, оказывает защитник, а потерпевшему – представитель. В качестве защитника или представителя к участию в деле об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

В процессе производства по делам об административных правонарушениях, как потерпевший, так и лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административных правонарушении, нуждаются в квалифицированной юридической помощи по ряду причин. Прежде всего, административное право является динамичной и наиболее объемной отраслью права, которая регулирует обширный круг общественных отношений. Лицу, не имеющему необходимого минимума юридических знаний, крайне сложно разобраться во всей совокупности норм и правил административного права, которые содержатся в различных по значению и характеру нормативных правовых актах.

Кроме того, правом осуществлять административную юрисдикцию наделены более чем 60 органов и должностных лиц, обладающих государственно-властными полномочиями. При этом лицу, привлекаемому к административной ответственности, противостоять такому субъекту без помощи адвоката зачастую сложно. Участие защитника в производстве по делу об административном правонарушении способствует обеспечению прав лиц, привлекаемых к административной ответственности, и предотвращению нарушений их прав. Таким образом, участие адвоката в производстве по делам об административных правонарушениях является гарантией защиты прав и свобод потерпевшего и лица, привлекаемого к административной ответственности.

К участию в производстве по делу об административном правонарушении защитник и представитель допускаются с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

– составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

– составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

– составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

– вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;

– вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном ч. 1 или 3 ст. 28.6 КоАП.

Полномочия адвоката в производстве по делу об административном правонарушении удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

КоАП предусмотрены обстоятельства, исключающие возможность участия адвоката в производстве по делу об административном правонарушении. К данным обстоятельствам относятся случаи, когда адвокат являлся сотрудником государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если он ранее выступал в качестве иных участников производства по данному делу. В соответствии со ст. 25.13 КоАП при наличии данных обстоятельств адвокат подлежит отводу.

В процессе производства по делам об административных правонарушениях адвокат наделен законом рядом прав, необходимых для эффективного отстаивания позиции подзащитного или представляемого лица. Так, в соответствии с п. 5 ст. 25.5 КоАП адвокат, допущенный к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе:

– знакомиться со всеми материалами дела;

– представлять доказательства;

– заявлять ходатайства и отводы;

– участвовать в рассмотрении дела;

– обжаловать применение мер обеспечения производства по делу;

– обжаловать постановление по делу;

– пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП.

На стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении адвокату следует осуществить ряд действий: провести беседу с доверителем для выяснения фактических обстоятельств дела, изучить обстоятельства дела, дать правовую оценку проблеме и определить тактику ведения дела. Также адвокату следует установить обстоятельства, исключающие привлечение лица к административной ответственности, смягчающие возможное административное наказание, оправдывающие подзащитного или опровергающие доказательства его виновности в совершении административного правонарушения.

Установление правовой квалификации является наиболее важным этапом работы адвоката на стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Для того чтобы установить, является ли деяние лица, привлекаемого к административной ответственности, административным правонарушением, адвокату следует обратиться к ч. I ст. 2.1 КоАП. В соответствии с данной нормой административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лиц, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Анализ этого определения позволяет выделить признаки, присущие всем административным правонарушениям: общественная опасность, противоправность и наказуемость. Адвокат должен помнить, что если в фактических обстоятельствах дела отсутствует хотя бы один из указанных признаков, то совершенное лицом деяние не является административным правонарушением.

Следующим важным этапом работы адвоката на стадии подготовки дела к судебному разбирательству является сопоставление признаков состава административного правонарушения с установленными фактическими обстоятельствами дела. При определении признаков любого состава административного правонарушения адвокату необходимо не только провести анализ соответствующей статьи Особенной части КоАП, но и обратится к нормам Общей части, содержащим указание на признаки, обязательные для любого состава административного правонарушения. Признаками состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Объектом административного правонарушения признаются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. К административным правонарушениям относятся правонарушения:

– посягающие на права граждан;

– посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность;

– в области охраны собственности;

– в области охраны окружающей среды и природопользования;

– в промышленности, строительстве и энергетике;

– в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель;

– на транспорте;

– в области дорожного движения;

– в области связи и информации;

– в области предпринимательской деятельности;

– в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг;

– в области таможенного дела (нарушения таможенных правил);

– посягающие на институты государственной власти;

– в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ;

– против порядка управления;

– посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;

– в области воинского учета.

Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица. Физическое лицо подлежит административной ответственности, если оно достигло к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. При этом с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законом о защите прав несовершеннолетних.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Субъективной стороной административного правонарушения признается психическое отношение субъекта (физического лица) к противоправному действию (бездействию) и его последствиям. Обязательным признаком субъективной стороны административного правонарушения является вина – психическое отношение лица к своим действиям и их последствиям. Вина может быть в двух формах: 1) умысел и 2) неосторожность.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Неосторожность бывает двух форм: самонадеянность и небрежность.

Административному праву известны составы как с умышленной, так и с неосторожной формой вины. Причем многим административным правонарушениям свойственны обе формы вины. Адвокату следует обратить внимание на доказанность вины лица, привлекаемого к административной ответственности.

Сопоставив признаки состава административного правонарушения с фактическими обстоятельствами дела, адвокат должен получить четкое представление о том, совпадают ли объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона с фактическими обстоятельствами дела.

Адвокату необходимо помнить о подведомственности дел, устанавливаемой КоАП и законодательными актами субъектов РФ, которая представляет собой распределение всех дел об административных правонарушениях между органами административной юрисдикции, которые уполномочены рассматривать дела, отнесенные законом к их компетенции, и назначать физическим и юридическим лицам административные наказания.

В ст. 22.1 КоАП определены органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях:

1) судьи (мировые судьи);

2) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) федеральные органы исполнительной власти, их структурные подразделения, территориальные органы и структурные подразделения территориальных органов, а также иные государственные органы в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ;

4) органы и учреждения уголовно-исполнительной системы;

5) органы, осуществляющие федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней;

6) органы исполнительной власти субъектов РФ в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора;

7) государственные учреждения, подведомственные соответственно федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного пожарного надзора, государственного портового контроля, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.

5) государственными учреждениями, подведомственными соответственно органам исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения.

Судьи рассматривают самые серьезные и сложные дела об административных правонарушениях с повышенной общественной опасностью, влекущие возможность применения наиболее суровых административных наказаний. Исключительной компетенцией судей является рассмотрение дел о правонарушениях, посягающих на права граждан; здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность; собственность; институты государственной власти и порядок управления; общественный порядок и общественную безопасность; а также рассмотрение дел о правонарушениях в области коммерческой деятельности и в области финансов и налогообложения.

Перечень иных органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, приведен в ст. 23.2-23.77 КоАП.

Действующим законодательством предусмотрена совместная подведомственность по некоторым делам об административных правонарушениях судей и других органов. Так, должностное лицо органа внутренних дел, уполномоченное рассматривать дела, вправе налагать на нарушителя штраф, а если применение данной меры административного наказания он признает недостаточным, то направляет дело на рассмотрение в суд.

Адвокату необходимо проверить правильность определения не только подведомственности, но и подсудность дела об административном правонарушении. В ст. 23.1 КоАП установлена родовая подсудность дел по административным правонарушениям, которая определяется характером дела, предметом спора, в том числе субъектным составом материального правоотношения.

Дела об административных правонарушениях рассматривают:

1) районные суды;

2) гарнизонные военные суды;

3) мировые судьи;

4) арбитражные суды.

Адвокату следует также не забывать о территориальной подсудности. По общему правилу, установленному в п. 1 ст. 29.5 КоАП, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Однако по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по его месту жительства. Кроме того, для некоторых категорий дел установлена исключительная территориальная подсудность. Так, дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35, 6.10, 20.22 КоАП, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Дело об административном правонарушении в области дорожного движения или административном правонарушении в области благоустройства территории, совершенном с использованием транспортного средства, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, рассматривается по месту нахождения органа, в который поступили материалы, полученные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств.

Кроме того, адвокату следует выяснить наличие обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, закрепленных ст. 24.5 КоАП. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения;

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) отмена закона, установившего административную ответственность;

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

При этом адвокат должен помнить, что законом предусматривается возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. Согласно ст. 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Адвокату следует исследовать и проанализировать имеющиеся по делу доказательства.

Согласно ст. 26.2 КоАП доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств и вещественными доказательствами. При этом адвокату важно помнить, что использование доказательств, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, не допускается.

Доказательством, заслуживающим наибольшее внимание адвоката в производстве по делам об административных правонарушениях, является протокол об административном правонарушении. Адвокат должен проверить соответствие данного протокола закону, как по форме, так и по содержанию. Кроме того, адвокату необходимо установить, имеются ли существенные недостатки в оформлении протокола. К существенным недостаткам оформления протокола относится отсутствие данных, перечисленных в п. 2 ст. 28.2 КоАП, а именно: даты и места его составления, должности, фамилии и инициалов лица, составившего протокол, сведений о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, места, времени совершения и события административного правонарушения, статьи КоАП или закона субъекта РФ, предусматривающей административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иных сведений, необходимых для разрешения конкретного дела. Кроме того, адвокату следует обратить внимание, содержится ли в протоколе запись о разъяснении прав и обязанностей физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Адвокату надлежит проконтролировать, чтобы протокол был составлен уполномоченным лицом, проверить сроки составления протокола. Так, по общему правилу протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (ст. 28.5 КоАП). Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в предусмотренные законом сроки. При обнаружении указанных недостатков адвокат вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу об административном правонарушении. Нарушение правил составления протокола может служить основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.

После исследования протокола по делу об административном правонарушении адвокату следует проанализировать остальные доказательств по делу. Завершив работу с доказательствами, адвокат окончательно определяет правовую позицию по делу об административном правонарушении, которая должна соответствовать требованиям законности представляемых интересов и характера деятельности адвоката. Кроме того, правовая позиция должна быть согласована с лицом, чьи интересы адвокат представляет в производстве по делу об административном правонарушении.

Адвокат вправе обжаловать применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, которые могут быть применены с целью пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления. К мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении относится:

– доставление;

– административное задержание;

– личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

– изъятие вещей и документов;

– отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

– освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

– медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

– задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

– арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

– привод;

– временный запрет деятельности;

– залог за арестованное судно;

– помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

После направления протокола либо постановления прокурора об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении судье, органу или должностному лицу, уполномоченным рассматривать данное дело, стадия подготовки адвоката к ведению дела завершается. Начинается стадия рассмотрения дела об административном правонарушении, на которой роль адвоката заключается в отстаивании выбранной позиции при рассмотрении дела об административном правонарушении и обеспечение прав и свобод лица, интересы которого он представляет или защищает.

Адвокату следует обратить внимание на соблюдение сроков рассмотрения дела об административных правонарушениях. По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей и в 15-дневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Адвокат вправе ходатайствовать о продлении срока рассмотрения дела, который может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц.

Рассмотрение дела об административном правонарушении происходит в следующем порядке:

1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела. При этом адвокат должен помнить, что невыполнение требования о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, является основанием для отмены принятого решения;

5) лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности;

6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела;

9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со ст. 29.5 КоАП.

При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление либо определение. В соответствии с ч. 1 ст. 29.9 КоАП по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

1) о назначении административного наказания;

2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

5) административный арест;

6) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

7) дисквалификация;

8) административное приостановление деятельности.

Адвокату следует помнить, что при назначении административного наказания судом, органом или должностным лицом в зависимости от субъекта, совершившего административное правонарушение, могут учитываться ряд обстоятельств. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельства, смягчающими административную ответственность, установлены в ст. 4.2 КоАП и их перечень является открытым. Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, содержится в ст. 4.3 КоАП и является закрытым.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:

1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу;

2) объявления устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП;

3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления;

4) освобождения лица от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 6.8, 6.9, 14.32 КоАП, в соответствии с примечаниями к указанным статьям.

Согласно ч. 2 ст. 29.9 КоАП по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:

1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ;

2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

Согласно ст. 206, 211 АПК при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судом выносится решение.

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев, по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения, за ряд правонарушений, предусмотренных в ч. I ст. 4.5 КоАП – по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, за нарушение таможенного законодательства – по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства РФ о противодействии коррупции – по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении указанные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

КоАП предоставлено право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении лицу, в отношении которого оно вынесено, потерпевшему, законным представителям физического или юридического лица, защитникам и представителям.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:

1) вынесенное судьей – в вышестоящий суд;

2) вынесенное коллегиальным органом или судебным приставом- исполнителем – в районный суд по месту нахождения коллегиального органа или судебного пристава-исполнителя;

3) вынесенное должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, – в районный суд по месту рассмотрения дела.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается адвокатом судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы. Если адвокат направит жалобу одновременно в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, то жалобу будет рассматривать суд.

Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

По общему правилу жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, по ходатайству лица, подающего жалобу, срок может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии со ст. 30.7 КоАП, выносится одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Адвокат вправе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей – в вышестоящий суд; вынесенное коллегиальным органом – в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; вынесенное должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела; вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, – в районный суд по месту рассмотрения дела.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы адвокатом в порядке надзора. При составлении жалобы адвокату следует руководствоваться ст. 30.14 КоАП, содержащей предъявляемые к жалобе требования. Также к жалобе должны быть приложены:

– копия постановления по делу об административном правонарушении;

– копии решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов, если такие решения вынесены;

– копия доверенности или выданный соответствующим адвокатским образованием ордер, которыми удостоверяются полномочия защитника, представителя;

– копия жалобы, протеста, число которых соответствует числу других участников производства по делу об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы выносится одно из следующих решений в форме постановления:

– об оставлении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста без изменения, а жалобы, протеста, рассмотренных в порядке надзора, без удовлетворения;

– изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта РФ об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение;

– отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело;

– отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 и 24.5 КоАП, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

Постановление, принятое по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, вступает в законную силу со дня его принятия.