Владимиро-суздальская школа
Земли Владимира и Суздаля, богатые лесами и реками, простирались от Устюга до Мурома. Славяне, заселившие эти территории в IX–X вв., слились с местными племенами финно-угорской группы (мерь, весь, мурома), создав очаг великорусской народности. На этих землях князья основывали новые города: Ярослав Мудрый дал начало городу Ярославлю, Мономах основал город своего имени – Владимир, Юрий Долгорукий – Переславль-Залесский, в котором построил собор Спаса Преображения (Спасо-Преображенский собор; 1152), а в своей княжеской резиденции Кидекше – церковь в честь князей-мучеников Бориса и Глеба (Борисоглебская церковь; 1152). На заре сложения владимиро-суздальской художественной традиции, в 50-е гг. XII в., здесь работали в основном галицкие мастера.
Искусство Владимирской земли обретает свои отличительные черты и достигает расцвета при сыне Юрия Долгорукого (1190-е – 1157) Андрее Боголюбском (ок. 1111 – 1174), который перенес стол во Владимир и деревянной стеной укрепил город. В Ипатьевской летописи о нем говорится, что он "Володимиръ сильно устроил". Сохранившийся памятник тех лет – Золотые ворота во Владимире, построенные в 1164 г. в западной части города, обращенной к Москве, и названные так в подражание Киевским: две мощные опоры (триумфальная арка одновременно и узел обороны) с надвратной церковью Ризположения (1164).
Золотые ворота. Владимир
Успенский собор во Владимире
Андрей Боголюбский возвел и главную святыню Владимира – Успенский собор (1158–1161), величественный шестистолпный храм, сложенный из больших, плотно пригнанных друг к другу плит местного белого известняка с забутовкой ("бут" – щебень, строительные остатки, которыми заполпяли пространство между двумя плитами). Горизонтально по всему фасаду владимирского Успенского собора проходит аркатурный пояс: лопатки, членящие фасад, украшены полуколоннами, такие же полуколонии на апсидах; порталы перспективные, т.е. сложного профиля, подчеркивающие толщину стены, в которую врезаны, а окна – узкие, щелевидные. Прясла украшены (пока еще очень скупо) скульптурными рельефами. Все эти черты станут типичными для архитектуры Владимиро-Суздальской земли. Величественный шлем мощного барабана сверкает золотом. Гордо возвышается Успенский собор над Клязьмой.
Не менее торжествен был и интерьер собора, как писали современники, богато украшенный драгоценной утварью. В строительстве владимирского Успенского собора принимали участие мастера и русские, и иностранные ("от немци", как тогда называли всех западных мастеров).
Дмитриевский собор. Владимир
Как и в Чернигове, романские черты появились на этой земле в основном в декоре, резьбе, в главном же – в конструкции, плане, решении объемов – сказались киевские традиции. Недаром еще Владимир Мономах построил Ростовский собор по образцу киевского Успенского собора (в "тую же меру", как сказано в Печерском патерике (от греч. Paterikon, pater – отец, сборник жизнеописаний отцов церкви, монахов какого-либо одного монастыря) – сборнике сказаний о монахах Киево-Печерского монастыря).
В память об удачном походе суздальских войск на волжских булгар был заложен один из самых поэтических древнерусских храмов – Покрова на Перли (1165). Он посвящен новому празднику богородичного цикла – празднику Покрова (согласно же одному старинному источнику, князь построил храм "на лугу", печалясь о смерти любимого сына Изяслава).
Церковь Покрова на Нерли как будто типичный одноглавый четырехстолпный храм XII в. В нем налицо все характерные для владимирского зодчества черты: щелевидные окна, перспективные порталы, аркатурный пояс по фасадам и карнизу апсид. Но в отличие от Успенского собора он весь устремлен ввысь, в нем преобладают вертикальные линии, что подчеркнуто и узкими пряслами, и окнами, и полуколонками на апсидах, и даже тем, что начиная от аркатурного пояса стены вверху несколько наклонены внутрь. Интерьер храма расширен за счет сдвинутости столбов боковых нефов ближе к стенам, и в этом случае высота нефов оказывается в десять раз больше их ширины.
Церковь Покрова на Перли
Церковь Покрова на Нерли. Реконструкция Η. Н. Воронина
Царь Давид среди зверей. Фрагмент резьбы фасада церкви Покрова на Нерли
Раскопки российского археолога и историка архитектуры Η. Н. Воронина (1904–1976) показали, что во времена князя Андрея храм выглядел несколько иначе: он был обнесен с трех сторон галереей-гульбищем и стоял на искусственном холме, вымощенном белыми плитами. Возведение такого холма было необходимостью, так как храм был построен среди пойменных лугов и озер, при впадении реки Нерли в Клязьму.
Три широких центральных прясла трех фасадов храма украшены фигурой Давида-псалмопевца, с гуслями на коленях, в окружении зверей и птиц, поющего все многообразие мира, прославляющего "всю тварь земную" ("Хватите Господа на небесах, хвалите его все твари земные"). Часто встречается также мотив женской маски. Гармонией форм, легкостью пропорций, поэтичностью образа поражает храм Покрова любого, кто видит это удивительное творение древнерусских зодчих. В летописи сказано, что в строительстве Покровского храма принимали участие мастера "от всех земель".
Существует легенда о том, что когда Андрей Боголюбский вез из Киева икону "Владимирская Богоматерь", не доезжая до Владимира 10 км, кони споткнулись, и это было расценено князем как знак строить тут свою пригородную резиденцию. Так, по легенде, и возник Боголюбовский дворец (1158–1165), вернее, настоящий замок-крепость, включавший собор, переходы из него в княжеский терем и проч. Перед собором на площади стоял восьмиколонный, завершаемый шатром киворий (сень) с водосвятной чашей. До наших дней сохранилась одна лестничная башня с переходом к церкви (наверное, в таком вот переходе и убили князя бояре, и он, окровавленный, полз по лестнице, как незабываемо ярко повествует об этом летопись). Раскопками уже нашего времени обнаружены также нижние части церкви, киворий и остатки каменных стен вокруг.
В княжение Всеволода III, прозванного за многочисленное потомство Всеволодом Большое Гнездо (1154–1212; владимирский великий князь с 1176), Успенский собор во Владимире получил тот облик, который знаком нам. После пожара 1185 г. собор был перестроен в пятиглавый, обстроен галереей, и таким образом старый Андреевский храм оказался как бы заключенным в новую оболочку.
На центральном холме Владимира в комплексе не сохранившегося до нашего времени дворца в честь небесного покровителя Всеволода – Дмитрия Солунского был возведен Дмитриевский собор (1194–1197), одноглавый, трехнефный, четырехстолпный, первоначально имевший башни, галереи; собор той же ясной и четкой конструкции, что и храм Покрова, но существенно от него отличающийся. Дмитриевский собор не устремлен ввысь, а торжественно, спокойно и величаво стоит на земле. Не легкостью и изяществом, а эпической силой веет от его внушительно-массивного образа, как от былинного богатыря Ильи Муромца, что достигается пропорциями: высота стены почти равна ширине, тогда как в храме Покрова на Нерли она в несколько раз превышает ширину. Особенностью Дмитриевского собора является его резьба: мощный колончатый пояс делит фасады по горизонтали на две части, вся верхняя часть сплошь украшена резьбой. В средних закомарах, как и в церкви Покрова, также изображен царь Давид, а на одном из прясел помещен портрет князя Всеволода с меньшим сыном Дмитрием и подходящими к нему с двух сторон другими, старшими сыновьями. Все же остальное пространство занято изображением зверей и "птищ", в изобилии заполнено растительным орнаментом, мотивами – сказочными и бытовыми (охотник, дерущиеся люди, кентавр, русалка и проч.). Все перемешано: люди, звери, реальное и сказочное, – и все вместе составляет единство. Многие из мотивов имеют давнюю языческую историю, навеяны языческой символикой, некогда имели древний магический, заклинательный смысл (мотив "древа жизни", образы птиц, львов, грифонов, двух птиц, сросшихся хвостами, и др.). Манера изображения чисто русская, плоскостная, в некоторых случаях идущая от навыков деревянной резьбы, в которой так искусны были русские мастера. Расположение рельефов "строчное", как в народном искусстве, например в искусстве вышивки полотенец. И если при князе Андрее Боголюбском еще работали мастера "от немци", то украшение Дмитриевского собора – скорее всего, дело рук русских зодчих и резчиков.
При преемниках Всеволода III стали возвышаться другие города княжества: Суздаль, Нижний Новгород. При князе Юрии Всеволодовиче (1188–1238; владимирский великий князь в 1212–1216 и с 1218) был построен собор Рождества Богородицы в Суздале (1122–1125, верхняя часть перестроена в XVI в.), шестистолпный, с тремя притворами и поначалу с тремя главами. Одной из последних построек домонгольской поры был Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230–1234): кубический храм с тремя притворами, к сожалению, перестроенный в XV в. и ставший в результате перестроек значительно более приземистым. Закомары и архивольты порталов Георгиевского собора сохранили килевидную форму. Отличительная особенность собора в Юрьеве – его пластическое убранство: здание было сплошь покрыто резьбой, но перестройка XV в. нарушила и его декоративную систему, поэтому о смысле композиции в целом судить трудно. Абсолютно ясно, однако, что отдельные фигуры святых и сцены Священного Писания выполнены в основном в горельефе и на отдельных плитах, вставленных в стены, а сплошное узорочье орнамента – растительного и звериного – исполнялось прямо на стенах и в плоской резьбе. Покрытый сверху донизу узором резьбы, храм действительно напоминает затейливую шкатулку или гигантский, затканный узором плат. Здесь нашли отражение и религиозные, и политические мотивы, и сказочные сюжеты, и воинская тематика, недаром на главном, северном, фасаде изображены воины-покровители великокняжеского дома Владимирской земли, а над порталом – Святой Георгий, патрон великого князя Юрия, в кольчуге и со щитом, украшенным фигурой барса – эмблемой суздальских князей.
На столь же высоком уровне находилось во Владимиро-Суздальской земле и прикладное искусство: достаточно вспомнить медные западные ворота уже упоминавшегося Суздальского собора, расписанные "жженым золотом" (сложная техника так называемого огневого золочения, "золотой наводки", напоминающая офорт в графике), или браслеты владимирских кладов, в которых рисунок орнамента (например, двойной контур фигуры) находит аналог в пластике соборов.
О монументальной живописи этой школы мы можем судить по сохранившимся фрагментам сцены Страшного суда Дмитриевского собора (конец XII в.), росписи которого, по мнению исследователей, исполняли как русские, так и византийские мастера. Среди станковых произведений можно указать большую по размерам "Ярославскую Оранту" (точнее, "Богоматерь Великая Панагия" [от греч. panagia – всесвятая|, ГГ Г) – произведение, по праздничному колориту перекликающееся с Ораитой Киевской Софии. Но это сходство лишь внешнее: суть образа не в предстоянии Богоматери Христу, как в Киеве, а в обращении ее к предстоящим, молящимся, и не случайно мафорий (от греч. maphorion – накидка, покрывало, окутывающее всю фигуру; одна из важнейших реликвий, связанных с памятью Богоматери) напоминает покров в будущей чисто русского происхождения иконографии образа "Покрова".
Богоматерь Великая Панагия ("Ярославская Оранта"). Москва, ГТГ
За столетие владимиро-суздальское искусство прошло путь от суровой простоты ранних храмов, наподобие церкви Бориса и Глеба в Кидекше и Спаса в Переславле-Залесском, до утонченно-изысканного изящества Георгиевского собора в Юрьеве. На такой высокой ноте, таком уровне мастерства было прервано это развитие вторжением Батыевых орд. Владимиро-Суздальской земле одной из первых суждено было принять удар (1237 г. – сожжена Рязань, 1238 г. – подвергся ужасающему разгрому Владимир, 1240 г. – Киев, после чего слава его уже не восстановилась). Но искусство Владимиро-Суздальского княжества не было уничтожено окончательно, оно сумело оказать решающее влияние на культуру формирующейся Москвы, и в этом также огромное историческое значение искусства Владимиро-Суздальской земли в целом.