Что должны отражать животные и что – человек
Чтобы объяснить необходимость нового уровня отражения, зададим себе вопрос: в чем принципиальное различие между жизнью (деятельностью) животных и человека?
Это различие заключается в способе жизни животных и человека. Все животные, независимо от сложности их поведения, адаптируются к имеющимся условиям проживания. Их главная задача – найти и овладеть предметами потребностей в имеющихся условиях жизни, т.е. в той ситуации, в которой они постоянно живут и действуют. И эта ситуация должна каждому животному открыться как предметное пространство его собственной деятельности, где каждый объект либо приобретает биологический смысл, либо становится ориентиром в поведении, либо выступает в виде обстановочных, пространственно расположенных объектов (фона), среди которых развертывается поведение. Некоторые объекты при этом становятся временным вспомогательным средством поведенческих актов (ветки, камни и другие предметы). Что-то животное должно уметь делать от рождения, чему-то учиться при жизни, но его жизнь всегда проходит в сложившихся наличных условиях деятельности (жизни) на основе природных средств деятельности.
Человек переходит к новому способу жизни – созданию условий своего существования. Все начинается с производства орудий деятельности, прямо никак не связанных ни с какой потребностью, и доходит до производства предметов потребностей, средств и способов их удовлетворения, а также создания условий существования (дом, трубопровод, дорога и т.д.). При этом меняются отношения людей друг к другу и создается новое пространство жизни людей – пространство общества, в котором утверждаются нормативные отношения, создаваемые государством и производством (подпространство нормативных отношений), и нравственные или безнравственные отношения людей друг к другу (подпространство нравственной, духовной жизни).
Естественно, что здесь возникает ряд вопросов.
• Какие новые природные, прежде всего мозговые, особенности дают возможность делать это?
• При каких условиях возможности становятся реальным умением человека?
• Какие причины требуют от человека перехода к новому способу жизни и новому уровню (степени глубины, сложности, подробности, правдоподобия и т.д.) открытия для себя мира?
Для нас главное теперь понять – что должно открываться животному в его деятельности и что должно быть в управляющем механизме деятельности человека?
Животному для успеха его деятельности должна открываться ситуация поведения, которая может быть представлена в чувственном сенсорно-перцептивном образе предметных условий его деятельности. Успех же созидательной деятельности человека, производящего то, чего не было до его деятельности, требует новых особых знаний не только о ситуации действия, но о целом мире и законах его построения, которые используются человеком в своей деятельности.
Можно случайно найти предмет потребности, создать новый способ открывать клетку с приманкой или доставать высоко подвешенное лакомство. Но нельзя случайно сделать велосипед или атомный реактор. Для этого нужны особые знания, особый проект конечного продукта и промежуточных результатов и особая задача – делать это. Человек должен вначале создать образ предмета, которого в мире еще нет (сознательная цель), понимая, зачем это нужно.
Поскольку созидательная деятельность человека становится коллективной, надо научиться не просто учитывать активность других, по и подчинять свои действия общему плану совместной деятельности, понимая значение не только своих действий, но и действий других людей. А это значит, что человек должен овладеть своим поведением и своей психикой. Выделение в деятельности действий, переходящих из одной деятельности в другую, или одновременно участвующих в реализации нескольких деятельностей, заставляет человека понимать нс только значение, но и смысл своих и чужих действий. Такая деятельность человека теперь может быть только произвольной!
Необходимость строить образ мира, т.е. получать знания об устройстве мира и законах его функционирования, требует изменения как способа добычи знаний, так и способа их фиксации.
Образ ситуации (т.е. пространственного поля действий с предметами в нем) строится на основе взаимодействия субъекта с объектами (S → О), точнее, на основе результатов направленной исследовательской активности субъекта с объектом, т.е. на основе результатов, которые и дают критерии для построения на основе субъективной чувственной картинки, предметных образов объектов и отношений между ними в соответствии с требованиями деятельности.
Образ мира может быть построен только на основе наблюдений субъекта за результатами организованных человеком направленных взаимодействий объектов и по результатам их взаимодействия решения познавательной задачи о свойствах этих объектов (рис. 9.1).
Рис. 9.1. Схема получения данных для построения образа мира:
О – объекты; S – субъект
Если такой познавательной задачи не возникает, то никакие наблюдения за миром и взаимодействием объектов нс создадут адекватный образ мира.
Но результаты решения познавательной задачи не могут быть зафиксированы в чувственной форме, в чувственном сенсорном языке. Отсюда необходимость особого языка, в котором можно фиксировать понятийное знание о мире. Такой язык позволяет хранить знание не только для себя и в себе, но и вне человека как систему знаков, обладающих значением для себя и других людей, обмениваться ими, в отличие от знаний в чувственных образах, которые нельзя хранить вне субъекта и напрямую передать другому субъекту.
Меняется и ОГЛАВЛЕНИЕ понимания. Если животное должно понимать ситуацию и значение своих поведенческих актов, а также природный язык своего, а иногда и другого вида, то человек обязан понимать, прежде всего, смысл своих и чужих действий и понимать устройство мира (неважно, в какой степени верно, – первые представления о мире всегда мифологизированы, поскольку основаны на ограниченном личном опыте человека и опыте ближайшего окружения).
Для решения поведенческих приспособительных задач животным достаточно иметь чувственный образ ситуации, в котором представлены отдельные свойства вещей, целостные объекты и отношения между ними. В строгом смысле, это даже нельзя назвать знанием среды, потому что чувственный образ всегда односторонен и субъективен; его задача дать не знания о мире, а открыть субъекту предметные условия его поля действования и обеспечить его информацией о наличии предметов потребностей и об ориентирах, позволяющих обслужить готовые способы поведения или создать новые. Конечно, возможности субъекта всегда больше, чем требования приспособительных задач вида, и животное можно научить с помощью человека новому и необычному поведению, которое для самого животного остается лишь способом (операцией) в удовлетворении его потребностей. Но чувственный образ должен обеспечить ему выделение внешнего видимого, слышимого, вообще ощущаемого пространства его биологической жизни и возможность находить нужные способы поведения на основе ориентировки. Это предполагает способность животных к пониманию функционального и биологического значения (смысла) объектов и как предметов потребностей (пища, враг, партнер), и как ориентиров в ситуации действия, и как вспомогательных средств, а также понимания значений результатов своей активности.
Должна быть также обеспечена возможность сохранения личного опыта деятельности и использования его в новой ситуации, что в свою очередь предполагает выделение в сфере психики двух зон:
1) активного функционирования (здесь и теперь);
2) потенциального психического опыта, который может переходить из памяти в зону актуальной работы психики (аналог фокуса сознания).
Созидательная деятельность человека не может быть успешной с таким психическим обеспечением. Прежде всего, должна появиться способность создавать образы объектов, не существующих в мире. Это не представление предмета в его отсутствие, а конструирование образа объекта с желаемыми свойствами, причем такого объекта, которого ранее никогда не было (колесо, лопата, лук, копье). Справедливости ради надо сказать, что первые такие предметы были орудиями и создавались в самом действии как вспомогательные средства, похожие или копирующие имеющиеся предметы, способные стать временным вспомогательным орудием. Но дальше они начинают воспроизводиться намеренно и с желаемыми задуманными свойствами.
Другими словами, появляются цели не просто как промежуточные результаты деятельности, а цели как продукты созидательной деятельности и как образ нового для Земли предмета. И этот образ должен стать образцом в изготовлении предмета. Первые предметы, изготавливаемые из подручного материала, не требовали новых знаний и фактически были подсмотрены в природе. Но переход к новым материалам (металлы) уже потребовал создания именно знаний о свойствах новых материалов. С усложнением производства новых предметов индивидуальная активность по приобретению знаний становится уже недостаточной и возникает намеренная коллективная деятельность по производству знаний о мире (наука).
Производство понятийных знаний потребовало и средств их фиксации – нового нечувственного языка, которым оказался язык общения, но не природный, а новый знаковый, созданный людьми. Но язык может возникнуть только на основе общего для разных людей понимания, он лишь обозначает то, что человек понимает. А понимать теперь он должен не ситуацию и свою активность в ней, а устройство мира, невидимые свойства вещей.
С появлением действий возникла необходимость понимать не только объективное значение действия как такового (его предметного содержания), но и значение действия для обмена его результата (продукта) на результаты действий других людей в совокупной деятельности сообщества, а также понимать смысл действия, в том числе и как средства воздействия на других людей.