Человек и организация
Основой совместной работы людей в организации является разделение труда и кооперация. Знаменитый социолог Герберт Спенсер (1820–1903) определял социальный прогресс как переход общества от неопределенной бессвязной однородности к определенной связной разнородности. В примитивных обществах степень разделения труда незначительная, индивиды выполняют схожие действия для самообеспечения, слабо связаны и мало нуждаются друг в друге. В современных сложных обществах каждый человек специализируется на отдельном виде деятельности, который выполняет наиболее эффективно и профессионально. Здесь общество разнородно, но крепко связано.
Разделение и кооперация труда в организации задают устойчивые повторяющиеся связи между людьми и группами людей. В организации люди дополняют друг друга, объединяют свои способности, что обеспечивает им выживание и развитие.
Каждый член организации занимает в ней определенное место (например, входит в ту или иную группу), которое обусловлено сферой его деятельности, совокупностью прав и обязанностей, реализует функцию, направленную на достижение целей организации. Это обеспечивает решение его индивидуальных проблем, например, обретение власти, получение дохода, доступ к информации и др. Организация может успешно функционировать, применять возможности объединяемых ею лиц для собственного укрепления и развития, если учитывает в той или иной степени интересы каждого.
Человек, включаясь в организацию, ожидает:
– содержательной, значимой, творческой, интересной работы;
– определенной самостоятельности, независимости, ответственности;
– социальной защищенности, комфортности, безопасности;
– вознаграждения, эквивалентного его вкладу в результат;
– участия в делах организации;
– благоприятного морально-психологического климата;
– гарантий роста и развития.
Человек в организации находится в поле взаимодействующих интересов и ценностей, мотивов и установок, стимулов и социальных ограничений. В совокупности это определяет его активность и дисциплинированность в деятельности (готовность следовать требованиям и ограничениям).
Взаимосвязь компонентов, влияющих на активность деятельности человека, показана на рис. 3.6.
Организация, в свою очередь, требует от работников:
– высокой квалификации и специальных знаний;
– дисциплины, лояльности, подчиненности существующим в ней правилам и нормам;
– высоких личностных и моральных качеств;
– активного участия в своих делах;
– стремления к совершенствованию;
– исполнительности, ответственности.
Поскольку субъект и организация нс всегда соответствуют друг другу, то организация вынуждена путем специальных мероприятий приспосабливать человека к себе с целью максимального использования его возможностей.
Рис. 3.6. Факторы активности человека
В идеале взаимоотношения между человеком и организацией должны быть сбалансированы. Но на деле часто либо организация низводит участников до положения винтиков, либо те используют ее в своих корыстных целях, нанося ущерб ее потенциалу и репутации.
Организация, противопоставляющая себя индивидам, разрушается из-за конфликтов или увольнения людей, но и люди самостоятельно без поддержки организации далеко не всегда могут достичь своих целей.
В организации люди выполняют различные роли. Прежде всего, они выполняют должностную роль и роль товарища по коллективу. Обе эти роли являются приобретенными.
Должностная роль является формализованной: ее нрава и обязанности формируются высшим руководством организации и санкционируются обществом (с помощью законов, инструкций, тарифных ограничений, коллективных договоров и др.).
Права и обязанности товарища по работе устанавливаются самим коллективом.
Роли различаются также по масштабу: должностная роль ограничена деятельностью в организации, роль товарища по работе выходит за эти рамки. Товарищ должен оказывать эмоциональную поддержку. Наконец, в рыночной экономике роль работника ориентирована на личное благо, а роль товарища – всегда на коллективное.
Наряду с уже выделенными основными социальными ролями личности в организации – должностной ролью и ролью товарища, следует отметить роль новатора, т.е. рационализаторскую роль, которая в известной мере противоположна должностной. Если должностная роль связана с четким пониманием инструкций, то рационализаторская роль предполагает творческое переосмысление, развитие привычных методов работы и лишь последующее закрепление нового в виде инструкции. Поэтому между ними также может возникать конфликт.
Итак, личность в организации выполняет три главные роли:
1) должностную роль;
2) роль рационализатора;
3) роль товарища по работе.
Все они в зависимости от организации труда и трудовых отношений могут поддерживать друг друга или конфликтовать между собой.