Бюджетный процесс
Одним из признаков демократического (правового) государства является формирование бюджета, подконтрольного представительному органу власти. Поэтому принято считать, что не существует бюджета в тех странах, где нет конституционного правления, так как отсутствует обязательное условие утверждения бюджета представительным органом власти.
Согласно ст. 6 БК РФ бюджетный процесс - это регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
В основе бюджетного процесса лежат следующие принципы:
1) обязательное облечение бюджета в форму акта, принимаемого представительным органом власти, чаще всего в виде закона;
2) последовательность вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и представительной власти, в основе чего лежит разграничение бюджетной компетенции между органами представительной и исполнительной властей (органы исполнительной власти ответственны за составление проектов и исполнение бюджета, органы представительной власти - за его принятие и утверждение и за принятие и утверждение отчета об исполнении бюджета);
3) ежегодность утверждения бюджета (по общему правилу утверждается на один финансовый год);
4) непрерывность бюджетного процесса, предполагающая, что даже в случае непринятия закона о бюджете на предстоящий финансовый год в стране не может создаться положение, при котором бюджетный механизм перестает работать. В этом случае бюджетный процесс (на стадии исполнения бюджета) продолжается на основании параметров бюджета, принятого в прошлом году;
5) специализация показателей, которая основана на единстве бюджетной классификации и учета (в разрезе доходной и расходной частей) с целью единообразного представления всех бюджетов трех уровней бюджетной системы страны, что необходимо, в частности, для составления проекта консолидированного бюджета и составления отчета об исполнении консолидированного бюджета;
6) единство кассы, что означает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ;
7) самостоятельность, предусматривающая наличие бюджетного процесса в каждом административном территориальном образовании, которое имеет право на собственный бюджет;
8) публичность и гласность, основанные на широком освещении процедур обсуждения проектов бюджета, опубликовании его после принятия и утверждения, обеспечении прозрачности бюджетной деятельности в ходе его исполнения.
Бюджетный процесс делится на стадии и этапы. В БК выделены такие стадии, как составление проекта бюджета, рассмотрение и утверждение бюджета, исполнение бюджета.
Указанные стадии можно несколько детализировать, разбив некоторые из них на этапы - составление проекта бюджета, рассмотрение проекта бюджета, утверждение бюджета, исполнение бюджета, заключение бюджета, составление отчета об исполнении бюджета, утверждение отчета об исполнении бюджета.
Бюджетный кодекс РФ определил компетенцию и полномочия в бюджетном процессе органов исполнительной и законодательной властей.
Так, согласно ст. 152 БК РФ участниками бюджетного процесса являются:
- Президент РФ;
- высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования;
- законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;
- исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
- ЦБ РФ;
- органы государственного (муниципального) финансового контроля;
- органы управления государственными внебюджетными фондами;
- главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
- главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
- получатели бюджетных средств.
Стадия составления проекта бюджета. Согласно ст. 170 БК РФ решение о начале работы принимается Президентом РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В бюджетном послании Президента РФ определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год и плановый период.
После этого Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и местных администраций муниципальных образований организуют работу но составлению проекта бюджета (ст. 171 БК РФ). Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
При этом делается прогноз социально-экономического развития страны (ст. 173 БК РФ), сводный финансовый баланс РФ (ст. 175), утверждаются долгосрочные целевые программы (ст. 179).
Согласование показателей прогноза социально-экономического развития РФ, бюджетных проектировок на очередной финансовый год и плановый период и показателей сводного финансового баланса РФ осуществляется специальной комиссией, созданной в порядке, установленном Правительством РФ.