Бюджетный процесс
Деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по составлению, рассмотрению и утверждению, а также исполнению, учету и контролю бюджетов всех уровней называется бюджетным процессом.
Бюджетный процесс начинается с составления проектов бюджетов всех уровней, причем в России проекты федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются на три года – на очередной финансовый год и плановый период. Президент России ежегодно весной представляет Федеральному Собранию свое бюджетное послание, которое содержит основы бюджетной политики на предстоящие три года. Проекты местных, региональных и федерального бюджетов рассматриваются и утверждаются законодательными органами соответствующего уровня.
Составление, рассмотрение и утверждение проектов бюджетов, как правило, идет долго и трудно, так как заявки на бюджетные расходы традиционно превышают потенциальные расходы бюджета (экономические потребности всегда превышают экономические ресурсы). Поэтому бюджет утверждается в результате компромисса между различными экономическими, социальными и институционально- правовыми потребностями муниципалитетов, регионов, страны.
После утверждения бюджета начинается его исполнение, а также учет и контроль за этим исполнением. В мире существуют разные системы исполнения бюджетов правительства – казначейская (через министерство финансов), банковская (через центральный банк) и смешанная (как через министерство финансов, так и через центральный банк). В России действует казначейская система исполнения федерального бюджета в виде Федерального казначейства Минфина России, которое состоит из главного управления, управлений в субъектах Федерации и тысяч отделений в муниципальных образованиях. Казначейская система исполняет федеральный бюджет следующим образом: главное управление Федерального казначейства на основе бюджетной росписи (это документ о поквартальном распределении расходов бюджета между получателями бюджетных средств) через управления и отделения переводит бюджетные средства (в данном случае говорят о бюджетных ассигнованиях) на счета распорядителей бюджетных средств (это органы государственной власти – федеральные, региональные, муниципальные), которые и распределяют средства по получателям бюджетных средств (бюджетным учреждениям и иным организациям).
Операции по переводу и зачислению ассигнований из федерального бюджета на счета распорядителей и получателей бюджетных средств осуществляет Банк России и его подразделения, а сам этот процесс называют кассовым исполнением бюджета.
Учет и контроль за исполнением федерального бюджета ведет Федеральное казначейство, контрольно-ревизионное управление Минфина России, а также Счетная палата РФ – специальный государственный орган финансового контроля над доходами и расходами федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.