Бюджетная политика Российской Федерации
Бюджетная политика государства - это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений, осуществляемых с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.
Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.
В соответствии с намеченными целями формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:
o концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;
o снижение налоговой нагрузки на экономику;
o упорядочивание государственных обязательств;
o создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.
Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает вес его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами.
От качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной зашиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния России на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан.
Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки, госзаймы.
Эффективность функционирования бюджетной политики в существенной степени зависит от бюджетного потенциала, характеризующего возможность аккумулирования финансовых ресурсов в бюджет.
На основе категории бюджетного потенциала следует оценивать возможности реализации функций государства, включая государственное регулирование экономики. Рост и падение бюджетного потенциала сказывается на инвестиционной, социальной, оборонной, регулирующей функциях бюджета и всего государства. Как правило, в условиях экономического и финансового кризиса происходит существенное уменьшение бюджетного потенциала и наличие большого разрыва между возможным потенциалом и фактическим бюджетом в основном в силу низкой собираемости налогов.
Бюджетная политика государства как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.
К сожалению, на протяжении всего периода реформ цели, которые ставились перед бюджетной политикой, не всегда достигались. Тем не менее, удалось сформировать и обеспечить функционирование трехуровневой бюджетной системы, принять Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, внедрить казначейскую систему исполнения бюджетов, улучшить собираемость налогов, снизить темпы инфляции. Сокращение национальных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов. В России несколько лет подряд принимался бездефицитный федеральный бюджет, произошел отказ от его эмиссионного финансирования, удалось смягчить остроту проблемы государственного долга.
При разработке бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики - ключевой фактор обшей макроэкономической устойчивости. Федеральный бюджет должен стать надежным финансовым фундаментом сильного демократического государства.
Согласно Бюджетному кодексу РФ Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на очередной год является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета.
Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и планируемый период.
Бюджетная политика обязательно координируется с денежно-кредитной, внешнеэкономической, структурной политикой.
В очередном бюджетном послании Федеральному Собранию РФ Президент РФ Д. Медведев подвел итоги бюджетной политики 2009-2010 гг. и определил ее задачи на 2011-2013 гг. и дальнейшую перспективу.
Появившиеся в экономике позитивные тенденции, признаки роста, бесперебойного функционирования финансовой и банковской системы он оценил как результат последовательных антикризисных действий государства, направленных на сохранение стабильности бюджетной и финансовой системы, поддержку наиболее пострадавших от кризиса отраслей экономики.
По мнению Президента РФ, Правительству РФ удалось сохранить социальную стабильность, смягчить социальные последствия кризиса, обеспечить реальный рост объемов государственной поддержки наименее защищенных категорий граждан, снизить уровень безработицы. Грамотное применение инструментов бюджетной политики дало возможность сформировать необходимое для осуществления таких мер финансовое обеспечение.
Кризис высветил главную проблему, делающую российскую экономику уязвимой к колебаниям на мировых рынках, вообще к изменениям мировой экономической конъюнктуры - ее зависимость от конъюнктуры сырьевых рынков. Только создание условий и стимулов для внедрения и развития современных технологий, повышения энергетической и экологической эффективности экономики и производительности труда может способствовать модернизации социально-экономической системы страны.
Бюджетная политика 2011-2013 гг. должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов. Для этого необходимо решение следующих задач.
1. Обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает сбалансированный бюджет, снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции.
2. Координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования.
3. Обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов, принятие комплекса взаимосвязанных мер по повышению эффективности всей системы государственного управления.
4. Разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций на основе софинансирования проектов либо стимулирования видов деятельности, способствующих модернизации, в рамках государственно-частного партнерства.
5. Повышение качества человеческого капитала, поскольку модернизация не возможна без квалифицированных специалистов, талантливых ученых, без качественного образования и постоянного профессионального обучения.
Бюджетная политика должна способствовать стремлению к росту научного потенциала страны, накоплению объектов интеллектуальной собственности, обеспечению в этих целях преемственности поколений в сфере научных исследований и технологических разработок, привлечению и закреплению в ней молодежи, улучшению здоровья граждан, формированию здорового образа жизни, созданию условий для повышения трудовой и творческой активности1.