Владелец таможенного склада
Деятельность владельца таможенного склада регламентируется ст. 28–32 ТК ТС, ст. 75–80 Закона о таможенном репетировании, а также положениями Административного регламента ФТС России по исполнению государственной функции ведения Реестра владельцев таможенных складов и Реестра владельцев складов временного хранения.
Согласно п. 1 ст. 28 ТК ТС под "владельцем таможенного склада" понимается юридическое лицо государства – члена Таможенного союза, отвечающее условиям, определенным ст. 29 ТК ТС.
В Российской Федерации владельцем таможенного склада может быть только российское юридическое лицо, включенное в специализированный реестр.
Порядок включения в реестр владельцев таможенных складов и исключения из этого реестра определяется законодательством государств – членов Таможенного союза.
В ст. 29 ТК ТС установлены основные условия включения лица в реестр владельцев таможенных складов:
1) нахождение у него в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве таможенного склада и отвечающих требованиям, установленным законодательством государств – членов Таможенного союза;
2) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами. Размер страховой суммы определяется законодательством государств – членов Таможенного союза;
3) отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней;
4) отсутствие фактов привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, определенные законодательством государств – членов Таможенного союза в течение года до дня обращения в таможенный орган.
Перечень условий включения юридического лица в реестр владельцев таможенных складов не является закрытым и может дополняться иными требованиями и соблюдением иных условий, которые могут быть установлены таможенным законодательством национального и наднационального уровней.
Не будет преувеличением сказать, что конкретизация условий включения юридического лица в реестр владельцев таможенных складов на уровне законодательства государств – членов Таможенного союза является обязательной, поскольку применение положений ТК ТС без такой конкретизации становится невыполнимым.
Дополнительным условием оговариваются случаи, когда речь идет о владельце помещений и (или) открытых площадок, тогда требуется заключение договора аренды на срок не менее года на день подачи заявления о включении в реестр владельцев таможенных складов, если иное не установлено законодательством государств – членов Таможенного союза (п. 2 ст. 29 ТК ТС).
В законодательстве каждого государства – члена Таможенного союза содержатся дополнительные условия включения юридического лица в реестр владельцев таможенных складов. Так, в ч. 3 ст. 76 Закона о таможенном регулировании определяется размер страховой суммы, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая возместить вред лицам, чьим имущественным интересам он был причинен. При этом особо оговаривается, что размер страховой суммы не может составлять менее 2 млн руб. Требования, установленные ст. 76 Закона о таможенном регулировании, не применяются к владельцам таможенных складов закрытого тина, предназначенных для хранения товаров владельца данного склада.
Дополнительным условием включения юридического лица в реестр владельцев таможенных складов является предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии со ст. 79 Закона о таможенном регулировании. Правомерность включения данного условия объясняется тем, что владелец таможенного склада несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, хранящихся на таможенном складе, в случае их утраты либо выдачи без разрешения таможенного органа.
Размер обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов не может быть менее:
1) 2,5 млн руб. и дополнительно 300 руб. за каждый полный и неполный кубический метр полезного объема помещения, если в качестве склада временного хранения используется помещение, и (или) 1000 руб. за каждый полный и неполный квадратный метр полезной площади, если в качестве склада временного хранения используется открытая площадка, для владельцев складов временного хранения открытого типа;
2) 2,5 млн руб. для владельцев таможенных складов закрытого типа (ст. 79 Закона о таможенном регулировании).
В соответствии с установленным порядком для включения в реестр владельцев таможенных складов заинтересованное российское юридическое лицо должно обратиться в таможенный орган с заявлением о включении в реестр. Заявление составляется в произвольной письменной форме и должно содержать следующие сведения:
• обращение в таможенный орган с просьбой о включении в Реестр владельцев таможенных складов;
• сведения о наименовании, организационно-правовой форме, местонахождении, об открытых банковских счетах;
• сведения о типе таможенного склада;
• сведения о помещениях и (или) об открытых площадках, находящихся во владении заявителя и предназначенных для использования в качестве таможенного склада, об их местонахождении, обустройстве, оборудовании и материально-техническом оснащении;
• сведения о договоре (договорах) страхования риска гражданской ответственности заявителя.
К такому заявлению должны прилагаться следующие документы, подтверждающие заявленные сведения:
• учредительные документы и документ, подтверждающий факт внесения записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ;
• свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
• свидетельство о постановке заявителя на учет в налоговом органе;
• документы, подтверждающие право владения помещениями и (или) открытыми площадками, предназначенными для использования в качестве таможенного склада;
• планы и чертежи помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве таможенного склада и другие документы, указанные в ч. 2 ст. 77 Закона о таможенном регулировании.
В Российской Федерации порядок включения в реестр владельцев таможенных складов предусматривается Административным регламентом, утвержденным приказом Ф'ГС России от 20.02.2012 № 294.
После вступления в действие Закона о таможенном регулировании больше не требуется предоставлять документы, подтверждающие размер полностью сформированного уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя, однако необходимо предъявить расчетную документацию, на основании которой был определен полезный объем помещения и (или) полезная площадь открытой площадки. Правила, с помощью которых определяются полезный объем и полезная площадь таможенного склада, установлены ст. 78 Закона о таможенном регулировании.
Таможенные органы рассматривают заявление в срок, не превышающий 40 дней со дня его регистрации, и принимают решение о включении заявителя в Реестр владельцев таможенных складов.
Приобретение юридическим лицом статуса владельца таможенного склада подтверждается свидетельством о включении в реестр владельцев таможенных складов, которое выдается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
За включение лиц в реестр владельцев таможенных складов плата не взимается. Такое свидетельство должно содержать:
• наименование владельца таможенного склада, указание его организационно-правовой формы и места нахождения, идентификационный номер налогоплательщика;
• тип таможенного склада;
• сведения о месте нахождения помещения и (или) открытой площадки таможенного склада;
• сведения о размерах полезного объема помещения и (или) полезной площади открытой площадки;
• наименование таможенного органа, выдавшего свидетельство;
• дату выдачи свидетельства и его номер (ч. 6 ст. 76 Закона о таможенном регулировании).
Реестр владельцев таможенных складов ведется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в порядке, определяемом этим органом, исходя из решений КТС/ЕЭК[1]. Реестр владельцев таможенных складов ведется в электронном и бумажном видах и подлежит опубликованию в официальных изданиях ФТС России.
На основании реестров владельцев таможенных складов, которые ведутся таможенными органами, КТС/ЕЭК формирует общий реестр владельцев таможенных складов и обеспечивает его публикацию не реже одного раза в квартал на официальном интернет-сайте КТС/ЕЭК.
Отношения владельца таможенного склада с лицами, помещающими товары на хранение, осуществляются на основе договора. Отказ владельца склада временного хранения от заключения договора при наличии у него возможности осуществить хранение товаров не допускается. Исключение составляют случаи, когда:
• исполнение такого договора будет выходить за сферу деятельности, ограниченную владельцем таможенного склада;
• имеются достаточные основания полагать, что действия или бездействие лица, помещающего товары на хранение, являются противоправными и влекущими уголовную либо административную ответственность в области таможенного дела.
Поскольку таможенный склад является складом общего пользования, а договор складского хранения – публичным договором, постольку владелец такого склада не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения такого договора, за исключением предоставления льгот в отношении цены и иных условий договора для отдельных категорий представляемых лиц.
Владельцу таможенного склада предоставляется право ограничить сферу своей деятельности путем определения типа склада временного хранения (открытого или закрытого).
На владельца склада временного хранения возлагается ряд обязанностей:
1) обеспечивать сохранность товаров, находящихся на таможенном складе;
2) соблюдать установленные ТК ТС условия и требования в отношении хранения товаров на таможенном складе;
3) обеспечивать возможность проведения таможенного контроля;
4) вести учет товаров, хранящихся на таможенном складе, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза;
5) не допускать посторонних лиц, не являющихся работниками таможенного склада и не обладающих полномочиями в отношении товаров, к хранящимся товарам без разрешения таможенных органов;
6) выполнять требования таможенных органов в отношении доступа должностных лиц таможенных органов к хранящимся товарам;
7) в случае прекращения функционирования таможенного склада в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия решения о прекращении функционирования этого склада, известить лиц, поместивших товары на таможенный склад, о таком решении;
8) в случае утраты товаров, за исключением их утраты вследствие уничтожения в результате аварии или действия непреодолимой силы, либо выдачи товаров без разрешения таможенного органа, уплатить ввозные таможенные пошлины, налоги при возникновении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с ТК ТС;
9) информировать таможенный орган, включивший юридическое лицо в реестр владельцев таможенных складов, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр владельцев таможенных складов, в течение пяти рабочих дней с даты изменения таких сведений (ст. 31 ТК ТС).
За неисполнение своих обязанностей при хранении товаров на таможенном складе владелец таможенного склада несет ответственность в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза.
Согласно ст. 30 ТК ТС юридическое лицо может быть исключено из реестра владельцев таможенных складов в следующих случаях:
1) несоблюдение условий включения в реестр владельцев таможенных складов, установленных в подп. 1–2 и 5 п. 1 ст. 29 ТК ТС;
2) несоблюдение владельцем таможенного склада обязанностей, предусмотренных в подп. 1–6, 8 и 9 ст. 31 ТК ТС;
3) заявление владельца таможенного склада об исключении его из реестра владельцев таможенных складов;
4) ликвидация юридического лица в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза;
5) реорганизация юридического лица, за исключением случаев, установленных законодательством государств – членов Таможенного союза.