Болгария
Ныне действующая Конституция Болгарии была принята 12 июля 1991 г. Согласно конституции Болгария – республика с парламентской формой правления, где вся власть исходит от народа. С точки зрения административно-территориального устройства Болгария – унитарное государство с местным самоуправлением на местах. В государстве запрещено создание автономных территориальных образований. В конституции местному самоуправлению, местной администрации посвящена отдельная глава. Территория Болгарии делится на общины и области. Община является основной административно-территориальной единицей, в которой осуществляется местное самоуправление, и представляет собой юридическое лицо, имеет право на свою собственность, которая используется в интересах населения общины. В общине также имеется самостоятельный бюджет, постоянные финансовые источники, которые определяются законом.
Государство помогает нормальной деятельности общин, в частности перечисляя средства из государственного бюджета. Органом местного самоуправления в общине является совет, который избирается на четыре года. Исполнительную власть в общине осуществляет кмет (староста), избираемый советом или населением на четыре года. Управление в области вверено областному управляющему, которому помогает областная администрация и который обеспечивает проведение государственной политики, отвечает за защиту национальных интересов, законности и общественного порядка, осуществляет административный контроль.
Центральные государственные органы и их представители на местах осуществляют контроль за соответствием актов органов местного самоуправления закону. Государственная власть в Болгарии разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательную власть осуществляет однопалатный парламент (Народное собрание), избираемый сроком на четыре года.
В полномочия Народного собрания входит: принятие законов, государственного бюджета и отчета о его исполнении, установление налогов и определение их размеров; принятие решения о проведении национального референдума; решение вопросов объявления военного или иного чрезвычайного положения на всей территории страны или на ее части; объявление амнистии; ратификация или денонсация международных договоров.
Правом законодательной инициативы обладает каждый член парламента, а также Совет министров (правительство Республики Болгария). Народное собрание может вынести Совету министров вотум недоверия, после чего председатель Совета министров подает заявление об отставке правительства. Президент в Болгарии является главой государства, олицетворяет единство нации и представляет страну в международных отношениях. Президент избирается сроком на пять лет. Совет министров руководит государственным аппаратом и определяет внутреннюю и внешнюю политику страны.
Судебная власть в Болгарии независима. При осуществлении своих функций судьи, судебные заседатели, прокуроры и следователи подчиняются только закону. Правосудие в Болгарии осуществляют Верховный кассационный суд, Верховный административный суд, апелляционные, окружные, военные и районные суды. Верховный кассационный суд осуществляет высший судебный надзор за точным и единообразным применением законов всеми судами. Структура прокуратуры соответствует структуре судов: главный прокурор осуществляет надзор за законностью и руководство в отношении деятельности всех прокуроров. Следственные органы входят в систему судебной власти. Персональный состав органов суда, прокуратуры и следствия в Болгарии определяет Высший судебный совет. Конституция Болгарии учредила новый орган, не имевший места в системе государственных органов ранее – Конституционный суд. Он состоит из 12 судей, ⅓ из которых избирается Народным собранием, ⅓ назначается президентом, ⅓ избирается общим собранием судей Верховного кассационного суда и Верховного административного суда.
Конституционный суд дает обязательные толкования конституции; разрешает споры о компетенции между Народным собранием, президентом и Советом министров, а также между органами местного самоуправления и центральными исполнительными органами; выносит решения но обвинениям, представленным Народным собраниям против президента и др.
В Конституции Болгарии содержатся нормы, определяющие экономический строй государства. Так, в ней говорится, что собственность является частной и публичной. Частная собственность объявляется неприкосновенной. Режим государственной и общинной собственности регулируется законом. Экономика Болгарии основывается на свободной хозяйственной инициативе. Закон создает и гарантирует для всех граждан и юридических лиц одинаковые правовые условия хозяйственной деятельности, предотвращая злоупотребления, связанные с монополизмом и недобросовестной конкуренцией.
Однако в Конституции Болгарии содержатся также предписания, существенно ограничивающие право частной собственности. Так, подземные богатства, прибрежная пляжная полоса, воды, леса и парки национального значения, природные и археологические заповедники являются исключительной государственной собственностью. Законом может быть установлена государственная монополия на железнодорожный транспорт, национальные почтовые и телекоммуникационные сети, использование ядерной энергии, производство оружия, взрывчатых и биологически сильнодействующих веществ.
Конституция Болгарии ограничивает право частной собственности не только по его объекту, но и в зависимости от субъекта этого права. В частности, иностранные граждане и иностранные юридические лица не могут приобретать право частной собственности на землю в Болгарии, кроме наследования по закону. Следует отметить, что Конституция Болгарии предусматривает случаи принудительного отчуждения частной собственности в интересах общества. Конституция закрепляет политические, социально-экономические, социально-культурные и личные права и свободы человека и гражданина, а также их обязанности.