Лекция 16. БАНКОВСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Банковский менеджмент — это система управления функционированием коммерческого банка в условиях рыночной экономики.
По сравнению с менеджментом в других отраслях и сферах экономики банковский менеджмент отличается особенностями, которые проявляются в следующем:
• получение прибыли банком осуществляется преимущественно за счет использования заемных ресурсов;
• возрастающая роль регулирования основных аспектов банковской деятельности;
• специфика банковских продуктов и услуг;
• высокий уровень рисков банковских операций и рост конкуренции па банковском рынке.
Основные задачи банковского менеджмента в современных условиях таковы.
1. Обеспечение прибыльности банка при допустимом уровне риска, что предполагает организацию эффективной системы управления доходами и расходами банка, прибылью, объемом и структурой пассивных и активных операций.
2. Поддержание ликвидности при оптимизации объема прибыли, включая управление денежными потоками, развитие и улучшение качественной структуры пассивов, контроль за состоянием высоколиквидных активов.
3. Управление рисками, что предусматривает организацию прогнозирования общих параметров экономики, оценку различных банковских рисков, а также прогноз ликвидности на ближайшее будущее.
4. Обеспечение эффективной деятельности персонала банка, включая его обучение, оплату труда и материальное стимулирование, внутренний контроль.
Эффективный банковский менеджмент должен основываться на следующих принципах[1]
• ориентация коммерческих байков па спрос и потребность рынка, на запросы клиентов и организацию таких банковских продуктов и услуг, которые пользуются спросом и могут принести банку планируемую прибыль;
• повышение эффективности банковской деятельности с целью снижения издержек и получения высоких и стабильных результатов;
• корректировка целей, задач и программ банка в зависимости от состояния различных сегментов рынка (кредитного, депозитного, валютного, рынка ценных бумаг);
• учет окончательного результата работы банка и его отделений (филиалов) в процессе функционирования на рынке;
• использование современной информационной базы и инноваций в банковской деятельности.
Функциями банковского менеджмента являются:
• определение и воплощение стратегии развития банковской деятельности;
• формирование стратегических и тактических целей деятельности банка, координация всех элементов управления и факторов, воздействующих на функционирование банка;
• организация и управление технологическим циклом банковской деятельности (выполнение банковских операций и всех видов расчетов, техническое обслуживание операций, снабжение банковской деятельности всеми видами ресурсов, обеспечение требуемого уровня качества банковских продуктов и услуг, обеспечение персоналом, поддержание необходимой ликвидности).
В банковском менеджменте используется понятие банковского механизма, которое включает три взаимосвязанных функциональных звена: внутрибанковское управление, управление
операциями, управление персоналом. Использование данного механизма направлено на решение конкретных задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности коммерческих банков и ориентированных на получение прибыли.
К основным направлениям банковского менеджмента относятся:
• управление ликвидностью;
• управление активами;
• управление пассивами;
• управление персоналом банка.
Вопросы управления ликвидностью мы подробно рассмотрели в предыдущей главе.