Лекция 16. БАНКОВСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ

Банковский менеджмент — это система управления функционированием коммерческого банка в условиях рыночной экономики.

По сравнению с менеджментом в других отраслях и сферах экономики банковский менеджмент отличается особенностями, которые проявляются в следующем:

• получение прибыли банком осуществляется преимущественно за счет использования заемных ресурсов;

• возрастающая роль регулирования основных аспектов банковской деятельности;

• специфика банковских продуктов и услуг;

• высокий уровень рисков банковских операций и рост конкуренции па банковском рынке.

Основные задачи банковского менеджмента в современных условиях таковы.

1. Обеспечение прибыльности банка при допустимом уровне риска, что предполагает организацию эффективной системы управления доходами и расходами банка, прибылью, объемом и структурой пассивных и активных операций.

2. Поддержание ликвидности при оптимизации объема прибыли, включая управление денежными потоками, развитие и улучшение качественной структуры пассивов, контроль за состоянием высоколиквидных активов.

3. Управление рисками, что предусматривает организацию прогнозирования общих параметров экономики, оценку различных банковских рисков, а также прогноз ликвидности на ближайшее будущее.

4. Обеспечение эффективной деятельности персонала банка, включая его обучение, оплату труда и материальное стимулирование, внутренний контроль.

Эффективный банковский менеджмент должен основываться на следующих принципах[1]

• ориентация коммерческих байков па спрос и потребность рынка, на запросы клиентов и организацию таких банковских продуктов и услуг, которые пользуются спросом и могут принести банку планируемую прибыль;

• повышение эффективности банковской деятельности с целью снижения издержек и получения высоких и стабильных результатов;

• корректировка целей, задач и программ банка в зависимости от состояния различных сегментов рынка (кредитного, депозитного, валютного, рынка ценных бумаг);

• учет окончательного результата работы банка и его отделений (филиалов) в процессе функционирования на рынке;

• использование современной информационной базы и инноваций в банковской деятельности.

Функциями банковского менеджмента являются:

• определение и воплощение стратегии развития банковской деятельности;

• формирование стратегических и тактических целей деятельности банка, координация всех элементов управления и факторов, воздействующих на функционирование банка;

• организация и управление технологическим циклом банковской деятельности (выполнение банковских операций и всех видов расчетов, техническое обслуживание операций, снабжение банковской деятельности всеми видами ресурсов, обеспечение требуемого уровня качества банковских продуктов и услуг, обеспечение персоналом, поддержание необходимой ликвидности).

В банковском менеджменте используется понятие банковского механизма, которое включает три взаимосвязанных функциональных звена: внутрибанковское управление, управление

операциями, управление персоналом. Использование данного механизма направлено на решение конкретных задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности коммерческих банков и ориентированных на получение прибыли.

К основным направлениям банковского менеджмента относятся:

• управление ликвидностью;

• управление активами;

• управление пассивами;

• управление персоналом банка.

Вопросы управления ликвидностью мы подробно рассмотрели в предыдущей главе.