Включение детей и взрослых в социальные отношения как форма реализации педагогического потенциала социума

В разрешении проблем социализации личности используются различные формы реализации педагогического потенциала социума. К числу наиболее значимых форм можно отнести включение в социальные отношения.

В ходе совместной деятельности люди вступают в соответствующие природе данной деятельности социальные отношения: экономические, педагогические, управленческие, художественные, научные и т.д. Деятельность генерирует отношения.

Социальные отношения – это активность индивидов в виде социальных контактов с целью реализации определенных потребностей, основанная на их правах, обязанностях и статусах, обусловленных ролью, нормами поведения и проявляющихся во взаимодействии людей по преобразованию социальной среды. Социальные отношения отличаются наличием социального статуса человека, его прав и обязанностей и направлены на реализацию социальных потребностей каждой из сторон. Социальные отношения – это отношения людей, включающие в свою структуру двух и более участников, выступающих в роли субъектов и объектов социальных отношений. В процессе социальных отношений имеет место влияние на качественное изменение социальной среды, социума и отдельных людей, его представляющих.

Социальные отношения имеют свой потенциал, определяемый ОГЛАВЛЕНИЕм самих отношений и характером их взаимодействия. Скажем, если отношения политические по содержанию, значит, их основу составляет политический потенциал; экономические отношения отражают экономический потенциал и т.д. Однако потенциал каждого из разнообразных видов социальных отношений объединяет значимый для каждого из них общий показатель – образовательный потенциал, с помощью которого передается ОГЛАВЛЕНИЕ любого потенциала от одного поколения к другому, от одного субъекта отношений к другому. Именно образовательный потенциал социальных отношений является тем стержнем, на котором формируется ОГЛАВЛЕНИЕ каждого из ее видов и потенциалов.

Реализация потенциала социума для разрешения проблем личности, т.е. социально значимых отношений, осуществляется с помощью различных форм участия личности в различных видах социально значимых отношений. При этом следует учитывать тот факт, что в данном случае используются формы участия в социально значимых отношениях, позволяющие разрешить проблемы личности, на основе использования потенциала данного вида отношений (правомерно будет сказать "социума").

Для более полного уяснения процесса включения детей и взрослых в социально значимые отношения, в значимые для них дела и мероприятия, важно выделить в нем несколько стадий.

Первая стадия – стадия формирования социально значимых потребностей личности к установлению социальных отношений. На этой стадии личность познает сущность и ОГЛАВЛЕНИЕ потребностей, значимых для социальных отношений. Изучается круг социальных потребностей личности и их исходный уровень развития. Выявляются наиболее проблемные аспекты и имеющиеся ресурсы развития социальных потребностей личности. Проводится разъяснительная работа по доведению до личности информации о состоянии ее социальных потребностей и мерах их коррекции в заданном направлении. Внимание личности заостряется на совершенствовании круга значимых социальных потребностей. Для этого личности предоставляется возможность поучаствовать в реальных мероприятиях коллектива.

Вторая стадия – стадия ознакомления с ОГЛАВЛЕНИЕм социального статуса личности. Во время ознакомления с теоретической и практической сторонами деятельности у личности формируется общее представление о содержании и значимости этих отношений для личности и социального окружения. Для этой стадии характерно использование различных методов разрешения проблем личности и включения ее в отношения. Это могут быть отдельные поручения, распоряжения, советы, указания, выборы, директивы, рекомендации на участие в социально значимых отношениях. Например, для закрепления процесса развития коммуникативных качеств старшеклассника И. Ветрова социальный педагог, увидев едва заметную склонность его к лидерству, пригласила на беседу, в ходе которой поручила ему возглавить ученический совет школы, сославшись на освободившееся место руководителя. И хотя особым опытом руководства таким участком внеучебной работы И. Ветров не обладал, в ходе беседы социальный педагог заострила внимание учащегося на его способность быть лидером в установлении отношений с одноклассниками, на его стабильные отношения с одноклассниками и педагогами. В конце беседы она подчеркнула его авторитетное поведение во время последней конфликтной ситуации между старшеклассниками по поводу результатов спортивной эстафеты, где благодаря его коммуникациям был предотвращен конфликт между представителями разных групп подростков. Так И. Ветров был включен в социально значимые отношения, в ходе которых он проявил себя как лидер ученического коллектива, неоднократно отмечаемый педагогами школы за возросшее позитивное влияние на поведение и успеваемость учащихся.

Третья стадия – стадия освоения прав и обязанностей. На этом этапе личность нередко копирует стиль общения, манеры поведения неформального лидера или человека, являющегося для него референтной личностью, образцом для подражания, "действуя по аналогии" установления отношений со своими предшественниками, приобретает собственный опыт в сложных социальных ситуациях и трудностях повседневной жизни. Эта стадия связана с определенной социальной адаптацией, а значит, с решением целого ряда трудностей общения с различными группами детей и взрослых, преодолев которые, закаляется характер и формируется имидж человека, что говорит о развитии личности, приобретении ею определенного социального статуса как награды за выполнение определенной социальной роли.

Четвертая стадия – стадия совершенствования функциональной связи статусов заключается в приобретении личностью собственного опыта взаимодействия, завершением процесса адаптации к разнообразным ситуациям деятельности. Для этой стадии характерным является творческий подход к выбору способа и формы разрешения даже сложных социальных ситуаций, сформированность устойчивых навыков и умений разрешения проблемы взаимоотношений. Более того, личность способна к самосовершенствованию, к объективной оценке собственного опыта и его улучшению. Отмечаются качественные приращения личности и ее социальное развитие.

Пятая стадия – стадия достижения устойчивых социальных отношений и положительного результата взаимодействия. Отличительная особенность этой стадии – осознанное установление социальных отношений, осознанные действия личности, а значит, умение планировать реализацию потенциала социума и собственного потенциала, что, как правило, приводит к успешному результату взаимодействия, спланированному успеху и самореализации личности в социальной среде, социального признания личности.

В реальной практике социально-педагогической деятельности имеют место различные варианты включения в социально значимые типы отношений: студент – студент, студент – преподаватель, студент – кафедра, студент – вуз, студент – факультет, студент – столичная система образования, студент – учреждение образования, студент – общественная организация. Чем больше разница в интеллекте совпадающих интересов субъектов, тем выше потенциал социальных отношений. Необходимо развивать диапазон педагогического потенциала социальных отношений личности, его можно расширять с помощью различных инструментариев развития, формирования, разрешения отношений.

В качестве примера приведем инструментарий оценки педагогического потенциала социальных отношений (см. Приложения 6, 9, 14).