Автомобильный транспорт
Материально-техническая база автомобильного транспорта состоит из подвижного состава (автомобили, тягачи, прицепы и полуприцепы), автотранспортного предприятия и автомобильных дорог.
Грузовые автомобили различают по грузоподъемности: особо малой – до 0,5 т, малой – от 0,5 до 2 т, средней – от 5 до 15 т и большой – более 15 т и особо большой – более 15 т. Некоторые типы автомобилей приведены на рис. 2.8 и 2.9.
Рис. 2.8. Некоторые автомобили, используемые в СССР для перевозки грузов:
а – ЗИЛ-130; б – КАМАЗ-5320; в – ЗИЛ-ММЗ 555
Рис. 2.9. Некоторые зарубежные автомобили для перевозки грузов:
а – MAN Jetliner; б – MAN TGX; e – Mercedes-Benz Antos 1804; г – IVECO 450 Trakker; д – Ford Transit; e – Scania R440
Рис. 2.10. Прицепы и полуприцепы:
а – полуприцеп-тяжеловоз ЧМЗАП 99904-0ЮТ, грузоподъемность – 60 т; б – полуприцеп-тяжеловоз ЧМЗАП 9906.4-041, грузоподъемность – 36,5 т; в – полуприцеп-тяжеловоз ЧМЗАП 99903-033, грузоподъемность – 54 т
Автомобили-тягачи – это автомобили, приспособленные для буксировки прицепов (рис. 2.10).
Целесообразность использования подвижного состава того или иного типа определяется его эксплуатационно-техническими качествами и конкретными условиями эксплуатации. К эксплуатационно-техническим качествам автомобиля относят его габариты и массу, проходимость, устойчивость и маневренность, подвижность, динамические качества и экономичность.
Показателями эффективности подвижного состава могут быть себестоимость, производительность, энергоемкость, материалоемкость и др.
Для осуществления перевозок грузов на автомобильном транспорте имеются автотранспортные предприятия (АТП) – транспортные предприятия комплексного типа, осуществляющие перевозку грузов или пассажиров, хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состав, а также обеспечение транспортных средств эксплуатационными материалами. Наряду с ЛТП существуют и гаражи-стоянки, станции технического обслуживания, авторемонтные мастерские, автозаправочные станции.
Технико-эксплуатационные показатели работы автомобильного транспорта
Транспортный процесс грузового автомобиля состоит из следующих элементов: подготовка груза к перевозке, погрузка на подвижный состав, перемещение подвижного состава с грузом от пункта отправления к пункту разгрузки, разгрузка и сдача груза, перемещение подвижного состава под очередную погрузку.
Работа подвижного состава включает отдельные циклы – ездки и обороты.
Ездка – законченный цикл транспортной работы (погрузка груза на автомобиль, движение с грузом и разгрузка).
Оборот включает одну или несколько ездок, причем автомобиль должен возвратиться в начальный пункт погрузки.
Оценка и анализ работы подвижного состава, отдельно каждой его единицы и парка в целом производится при помощи системы технико-эксплуатационных показателей, характеризующих количество и качество выполненной работы.
Рассмотрим некоторые из них.
Состав автомобильного парка
где Аи – списочное количество автомобилей на балансе автохозяйства; Аэ – число автомобилей в эксплуатации; Ап – число автомобилей, находящихся в простоях по различным причинам; Атех – количество автомобилей, готовых к эксплуатации.
Коэффициент технической готовности за один день
где Аг.э – число технически исправных автомобилей. Коэффициент использования парка за один день
Грузоподъемность подвижного состава парка
где qн – номинальная грузоподъемность данной марки и автомобиля; Аи – инвентарное число автомобилей.
Коэффициент использования грузоподъемности:
• статический
• динамический
где Qф – число тонн фактически перевезенного груза; пс – количество ездок, за которое перевезено Qф тонн груза; qн•ne – возможное количество груза, перевезенное автомобилем; – фактически выполненное число т•км; lг.е – расстояние груженой ездки; Lгр = lг.е•nе – груженый пробег автомобиля, выполненный им за nе.
Коэффициенты статического и динамического использования грузоподъемности зависят от объемного веса груза, класса груза, приспособления автомобиля для перевозки различных грузов, укладки и увязки груза в кузове и др.