Включение детей и взрослых в социальную деятельность как форма реализации педагогическою потенциала социума
В социально-педагогической деятельности используются различные формы и методы реализации потенциала социума. К числу наиболее значимых форм можно отнести формирование, развитие социальных потребностей детей и взрослых; включение в социальные отношения; установление взаимодействия с социальными институтами; развитие, совершенствование социальных способностей детей и взрослых; включение детей и взрослых в социальную деятельность, в социально значимые мероприятия и т.д. Каждая из обозначенных форм имеет свои особенности решения проблемы использования потенциала социума в зависимости от содержания проблемы, категории участников и целей социально-педагогической деятельности.
При рассмотрении такой формы реализации потенциала социума, как включение детей и взрослых в социальную деятельность, в социально значимые дела, мероприятия, важным является обозначение социальной деятельности вообще и социально значимой деятельности в частности.
Социальная деятельность – это активность специалистов различного профиля по совместному преобразованию социальной среды, основу которой составляет интеграция усилий каждого из ее участников в стремлении получить целостный результат, значимый для всего социального сообщества и каждого в отдельности. Социальная деятельность от любой другой отличается наличием социальной цели и социально-значимого результата в виде интеллектуального, материального, культурного, морального, психологического продукта. Социальная деятельность – это, как правило, совместная деятельность, включающая в свою структуру двух и более участников, выступающих в роли субъектов и объектов социальной деятельности. Социальная деятельность направлена на качественное изменение социальной среды, социума и отдельных людей, его представляющих. Социальная деятельность имеет свой потенциал, определяемый ОГЛАВЛЕНИЕм самой деятельности. Например, если деятельность экономическая по содержанию, значит, ее основу составляет экономический потенциал; политическая деятельность отражает политический потенциал, правовая деятельность отражает правовой потенциал. Однако потенциал каждого из разнообразных видов социальной деятельности объединяет значимый для каждого из них общий показатель – образовательный потенциал, с помощью которого передается ОГЛАВЛЕНИЕ любого потенциала от одного поколения к другому, от одного человека к другому. Именно образовательный потенциал социальной деятельности является тем стержнем, на котором формируется ОГЛАВЛЕНИЕ каждого из ее видов и потенциалов.
Специфическая особенность социально значимой деятельности заключается в особой ценности, чаще всего в данный момент, для развития конкретных свойств (качеств) личности или группы, в значимости целей, форм, методов и результатов деятельности. Социально значимая деятельность является отражением текущих социальных потребностей, возникших в силу изменившихся обстоятельств, условий жизнедеятельности человека (для каждого возрастного периода развития человека социальная значимость деятельности может изменяться) или его общения с себе подобными. В свою очередь, социальные потребности являются составной частью духовных, а следовательно, культурных потребностей человека. Поэтому ОГЛАВЛЕНИЕ социально значимой деятельности во многом определяется ее культурной и духовной составляющими.
Социально значимая деятельность – это деятельность, результатом которой является социально значимый продукт материального или культурного свойства. К социально значимой деятельности для конкретного человека в данный момент времени можно отнести учебную деятельность (позволяющую личности получить необходимый прирост знаний, навыков и умений, значимых для ее социализации в данный возрастной период своей жизни или в данной социальной ситуации); педагогическую деятельность (позволяющую решить проблемы передачи опыта от поколения к поколению, а также духовные проблемы личности педагога, учителя в данный момент его педагогического совершенствования или материальные проблемы, связанные с ОГЛАВЛЕНИЕм его семьи и воспитанием детей); общественную деятельность (позволяющую личности реализовать свои взгляды на жизнеустройство в социальной среде, в обществе); медицинскую деятельность (позволяющую своевременно предоставить медицинскую помощь человеку, испытывающему проблемы со своим здоровьем); экономическую деятельность (позволяет решить проблемы экономических отношений отдельных людей или малых социальных групп населения) и т.д.
К мероприятиям социально значимой деятельности относятся акции, конкурсы, фестивали, презентации, работа в стенной печати, КВН, спортивные соревнования, студенческие советы, студенческое самоуправление, школьные средства массовой информации, выставки, волонтерство, рейды по оказанию педагогической помощи инвалидам, ветеранам и т.п.
В основе любого вида социально значимой деятельности лежат социально значимые потребности материального или культурного свойства.
Как и любая деятельность, каждая из разновидностей социальной или социально значимой деятельности располагает определенными ресурсами и возможностями, составляющими ее потенциал. Именно уровнем, размерами, объемами и силой воздействия на личность определяется значимость того или иного потенциала, имеющегося в конкретном виде деятельности.
Разумеется, что для удовлетворения разнообразных потребностей развития личности или группы важен любой потенциал. Для социального развития личности важное место занимает проблема ее социализации, а следовательно, действенным средством ее решения может стать образовательный потенциал как значимый для любого вида деятельности. Ареной взаимодействия образовательного потенциала и проблем социализации личности может стать социально значимая деятельность, включившись в которую личность может измениться (развиваться) под воздействием самих условий деятельности. Так, условия, созданные спецификой социально значимой деятельности, воздействуют на каждого отдельного человека, заставляя его принимать собственные решения о постановке целей, об активности и направленности своих действий для ее достижения.
Для более полного уяснения процесса включения детей и взрослых в социально значимую деятельность, в значимые для них дела и мероприятия важно выделить в нем несколько стадий.
Первая стадия – стадия формирования социально значимых потребностей личности в деятельности. На этой стадии личность познает сущность и ОГЛАВЛЕНИЕ потребностей, значимых для социальной деятельности. Изучается круг социальных потребностей личности и их исходный уровень развития. Выявляются наиболее проблемные аспекты и имеющиеся ресурсы развития социальных потребностей личности. Проводится разъяснительная работа по доведению до личности информации о состоянии се социальных потребностей и мерах их коррекции в заданном направлении. Внимание личности заостряется на совершенствовании круга социальных потребностей. Для этого личности предоставляется возможность поучаствовать в реальных мероприятиях коллектива.
Вторая стадия – стадия ознакомления с ОГЛАВЛЕНИЕм социально значимой деятельности личности. Во время ознакомления с теоретической и практической сторонами деятельности у личности формируется общее представление о содержании и значимости этой деятельности для личности и социального окружения. Для этой стадии характерно использование различных методов разрешения проблем личности и включения ее в деятельность. Это могут быть отдельные поручения, рекомендации, советы, указания, директивы, распоряжения на участие в социально значимой деятельности. Например, для закрепления процесса развития организаторских качеств старшеклассника С. Петрова классный руководитель, изучив едва заметную склонность его к стенной печати, пригласила на беседу, в ходе которой поручила ему возглавить редколлегию стенной печати, сославших на освободившееся место редактора. И хотя особым талантом художника или сочинителя куплетов С. Петров не обладал, в ходе беседы классный руководитель заострила внимание учащегося на его способность к организаторской деятельности. В конце беседы она в шутку подвела итог: "Художников и писателей мы тебе дадим, твое дело их организовать". Так С. Петров был включен в социально значимую деятельность, в ходе которой он проявил себя как организатор, неоднократно поощряемый за возросшее позитивное влияние стенной печати на успеваемость и поведение учащихся.
Третья стадия – стадия освоения социально значимой деятельности. На этом этапе личность подобно слепому ориентируется на поводыря, нередко копируя стиль общения, манеры поведения, да и само ОГЛАВЛЕНИЕ мероприятий, "действуя по аналогии" действий своих предшественников, приобретает собственный опыт в сложностях и трудностях повседневной жизни. Эта стадия связана с определенной социальной и профессиональной адаптацией, а значит с решением целого ряда трудностей, преодолев которые закаляется характер и формируется имидж человека, что говорит о развитии личности.
Четвертая стадия – стадия совершенствования социально значимой деятельности заключается в приобретении личностью собственного опыта решения учебных или профессиональных задач, завершении процесса адаптации к разнообразным ситуациям деятельности. Для этой стадии характерным являются творческий подход к выбору способа и формы разрешения даже сложных социальных ситуаций, сформированность устойчивых навыков и умений решения задач деятельности. Более того, личность способна к самосовершенствованию, к объективной оценке собственного опыта и его улучшению. Отмечаются качественные приращения личности и ее социальное развитие.
Пятая стадия – стадия достижения спланированного успеха и положительного результата деятельности. Отличительная особенность этой стадии – осознанная социальная деятельность, осознанные действия личности, а значит, умение планировать реализацию потенциала социума и собственного потенциала, что, как правило, приводит к успешному результату деятельности, спланированному успеху и самореализации личности в социальной среде, социального признания личности. Важной задачей этой стадии является достижение положительного результата, который приносит личности определенное удовлетворение, а следовательно, желание снова и снова включаться в деятельность, приносящей позитивный результат, а значит и удовлетворение собой, своими возможностями и перспективой их реализации.
Педагогический потенциал разных видов социальной деятельности для каждого человека имеет свой уровень. Один из этой деятельности возьмет все, для другого этот потенциал ничего не значит. Все определяется уровнем развития личности, ее потребностей, а следовательно, чтобы реализовать потенциал социума, необходимо сформировать потенциал личности, заключенный прежде всего в ее социальных потребностях и социальных способностях. В этих целях в практике деятельности специалистов могут использоваться различные социальные инструментарии (см. Приложение 11).