Лекция 3. АССОЦИАТИВНАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ
В результате освоения данной темы студент должен:
знать
• основные принципы построения ассоциативной теории;
• логику становления сознания с позиции ассоциативной теории;
• специфику понимания эмоционального развития ребенка с позиции ассоциативной теории;
• особенности осознания роли образа и слова в развитии ребенка с позиции ассоциативной теории;
• специфику понимания становления произвольности ребенка с позиции ассоциативной теории;
уметь
• анализировать различные феномены, описанные в рамках ассоциативной теории;
владеть
• навыками анализа практического применения ассоциативной теории с позиции современного научного знания.
Общая характеристика ассоциативной психологии
Первая научная теория, в которой достаточно подробно рассматривались вопросы развития психики ребенка, была представлена работами многих авторов, которых можно отнести к группе ассоциативных психологов. Несмотря на имевшиеся различия в понимании психических явлений, в работах исследователей было много общего (Г. Спенсер, У. Джеймс, Т. Рибо, Дж. Селли, Э. Б. Титченер и др.). Характерной чертой ассоциативной психологической концепции было дискретное понимание психики человека. Поскольку ассоциативная психология стала первой законченной психологической теорией, ее можно рассматривать как классическую модель. Анализ ассоциативной психологии позволяет выявить влияние идей античных авторов и мыслителей последующих времен. Как известно, еще Демокрит рассматривал душу человека как дискретное образование, состоящее из отдельных элементов – атомов. Ряд положений ассоциативной точки зрения на природу человека, например о том, что душа новорожденного – чистая доска, можно найти в Никомаховой этике Аристотеля. В философии Нового времени Р. Декарт обосновал наличие сознания человека, состоявшее, с его точки зрения, из отдельных элементов (идей), которые можно было упорядочить от простых к сложным. Существенным моментом ассоциативного взгляда на психику человека являлось утверждение о соответствии между свойствами объектов, находящихся вне человека, и отражаемых в его сознании качеств вещей. Тем самым закладывалось понимание реактивности психики и возможности перехода внешних воздействий во внутренние психические свойства.
Главные методологические положения ассоциативной психологии, заключавшиеся в том, что психика тождественна сознанию человека, состоит из отдельных элементов и является его внутренним достоянием, организованным по законам ассоциаций, приводили к идее качественной однородности разнообразных психических явлений и процессов. По мнению ассоциативных психологов, ассоциировались не только ощущения, как простейшие элементы, но и все другие психические образования (например, комплексы этих элементов, цепи комплексов и т.д.). Данный взгляд на психику позволял рассматривать сознание как механизм, построенный наподобие автомата, пассивно подчиняющегося установленным законам. Согласно взглядам ассоциативных психологов обязательным условием наличия психического процесса выступало чувственное основание, генетически возникавшее благодаря воздействию раздражителей на человека. Таким образом, любой психический процесс предполагал наличие чувственного опыта. Как следствие, из этого вытекала и проблема вторичности сознания по сравнению с первичностью материального воздействия. Принципиальным также являлось допущение возможности перехода внешних воздействий во внутренние переживания, что в целом указывало на репродуктивный характер всех психических процессов. Все эти позиции особым образом раскрывались, когда дело касалось объяснения развития психики ребенка.