Лекция 4. АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА

Архитектура античного периода занимает важное место в истории развития европейской архитектуры. Центром развития этой архитектурной традиции стал Балканский полуостров, где в результате Великого переселения народов складывались и развивались экономические связи между различными племенами, которые стали именовать себя эллинами. В результате этого развития и взаимодействия племен сложилась уникальная цивилизация, которая стала родиной первой в истории Европы демократии. В результате борьбы свободного населения городов (демоса) против аристократических кланов на территории Древней Греции складывалась новая форма государственно-политического управления. Возникают города-полисы (города-государства), в управлении которыми принимали участие практически все свободные жители. Сложилась уникальная система рабовладельческой демократии, которая способствовала развитию новых городов и, вследствие этого, – развитию общественной жизни граждан, неотъемлемой частью которой становятся архитектура гражданских зданий, архитектура малых художественных форм, конструктивные и художественные решения в архитектуре и градостроительстве. В итоге в поиске наилучших конструктивных решений в развитии архитектуры и градостроительства греки достигли ранее недосягаемых высот художественного совершенства. Именно в городах Древней Эллады возникали здания школ, стадионы, театры, спортивные школы (палестры, гимнасии), общественно-политические здания (булевтерии), залы для общественных собраний. Впервые в истории архитектуры именно в городах-полисах Древней Греции происходит функциональное разделение светской, общественной и религиозной основ жизни, а после этого начинают создаваться отдельные друг от друга общественные и религиозные городские зоны. Так, например, вся общественно-политическая жизнь города-полиса кипела вокруг площади – Агоры, около которой часто возводились булевтерии, палестры, гимнасии, а религиозная и государственно-политическая жизнь государства в основном была сконцентрирована в хорошо укрепленной цитадели – Акрополе.

В отличие от храмов Древнего Египта греческие храмы не были замкнутыми сакральными святилищами, они были общественными и религиозными центрами одновременно. Поэтому в храмовом зодчестве древних греков нашли свое отражение различные достижения и новшества греческой архитектуры.

Религия занимала значительное место в общественной идеологии Древней Эллады, однако языческая религиозная система греков значительно отличалась от языческих религиозных систем Двуречья, Древнего Египта, Крита и Микен. Если в Древнем Египте власть фараона считалась священной или просто обожествлялась, как, например, в эпоху Древнего и Среднего царств, то в греческих городах-государствах власть стратега была выборной и не имела сакральной функции. Кроме того, была еще одна принципиальная особенность древнегреческой религии. Если в Египте существовали мощные жреческие коллегии и каста жрецов была привилегированным сословием, то в Древней Греции таких кланов и жреческих коллегий не существовало. Если в религиозном культе Египта, Ассирии, Вавилона боги есть нечто небесное, космическое и их власть над помыслами и душами людей абсолютна, то у древних греков божества были близки людям и наделялись человеческими достоинствами и недостатками в преувеличенных размерах. Именно поэтому древнегреческий храм лишен такого важного сакрального архитектурно-планировочного решения, как деление храма на различные зоны – внутренний двор, гипо-стильный зал, алтарь. Все люди могли свободно войти в древнегреческий храм и принести жертву божеству перед жертвенником. Именно подобная открытость религиозного культа повлияла на развитие различных открытых архитектурных форм, которые возводились вместе с храмовыми ансамблями. В их числе были такие планировочные решения, как открытые галереи, лоджии, портики. Поэтому стоечно-балочная конструкция этих архитектурных форм составляла основу античного зодчества Древней Греции. Гипертрофированное стремление греков к свободе и независимости препятствовало объединению страны в единое государство, однако архитектура была той сферой общественных интересов, которая объединяла всех греков.