Антимонопольное законодательство
Антимонопольное законодательство (antitrust statutes) - законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.
Антимонопольная политика - система мер, направленных против монополизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей. Она проявляется двояко: как политика демонополизации и как ценовое регулирование продукции монополистов.
Политика демонополизации предполагает:
o разработку системы ограничений на слияния и иные межфирменные соглашения, ведущие к существенному росту уровня монополизации и ограничению конкуренции;
o проведение разукрупнения сложившихся предпринимательских монополий;
o содействие развитию конкурентной среды в монополизированных отраслях путем стимулирования создания новых предприятий, поощрение действующих предприятий других отраслей к производству монополизированных видов продукции, облегчение иностранным фирмам доступа на монополизированные рынки.
Средствами осуществления политики демонополизации являются налоговые и таможенные преференции, льготное кредитование предприятий, впервые вступающих на монополизированные рынки. Российское государство ведет демонополизацию по двум указанным направлениям. В рамках первого преследуется последовательная либерализация рынков. А второе направление объединяет способы воздействия на саму монополию.
По существу, демонополизация относится к разряду постоянных функций государства в рыночной экономике, сравнимых с перераспределением доходов или антиинфляционным регулированием. Задача государства вырисовывается довольно четко: предварительно провести основательную инвентаризацию рынков, разграничить их на конкурентные и неконкурентные, определиться с зоной естественного монополизма и отладить механизмы ее регулирования. Логическое обоснование следующее: если конкуренция неуместна, для предотвращения возможных злоупотреблений монопольной властью следует создавать регулируемые монополии. В частности, эта мера должна гарантировать, что потребители получат выгоду от экономии, обусловленной масштабами производства, от снижения издержек на единицу продукции. Цель состоит в установлении цены, равной средним валовым издержкам.
Ценовое регулирование продукции монополистов - осуществляется посредством установления твердых фиксированных цен, или так называемых предельных цен, на продукцию монополистов, т.е. максимальный уровень, до которого можно повышать цену. Предприятиям-монополистам могут также централизованно назначать нормативы изменения цен, когда разрешается повысить сложившуюся цену на определенную величину, или нормативы рентабельности в цене товара.
Ценовое регулирование продукции монополистов блокирует действие конкурентного ценового механизма, препятствуя нормальной работе рынка, поэтому при переходе к рынку не следует использовать данную меру в качестве универсального средства. За пределами сферы естественных монополий она допустима лишь там, где наблюдается наиболее высокая степень монополизации рынка.
Результативность антимонопольной политики во многом зависит от правильного сочетания государственной политики, антимонопольного законодательства и организационных механизмов, обеспечивающих практическое осуществление того и другого. Если в развитых странах такая триада действует уже давно, то в России она еще находится в стадии формирования.