Антидопинговые организации в международной и российской спортивно-правовой системе
Антидопинговыми организациями в международной спортивной системе являются[1]:
– МОК;
– Международный паралимпийский комитет;
– Международные спортивные федерации;
– НОК;
– Национальный паралимпийский комитет;
– НАДО;
– Оргкомитеты крупных международных соревнований;
– ВАДА.
Процедура допингового контроля включает в себя: планирование проведения тестов, взятие проб и обращение с ними, лабораторный анализ, послетестовые процедуры, слушания и апелляции.
Допинговый контроль проводится в соответствии с правилами или требованиями международных антидопинговых организаций, антидопинговых правил или требований национальных антидопинговых организаций, как в соревновательный, так и во внесоревновательный периоды. Допинговый контроль направлен на:
– противодействие нарушению антидопинговых правил, в том числе на применение допинговых средств или методов, запрещенных в спорте;
– защиту права спортсменов на участие в спортивных соревнованиях, свободных от допинга;
– применение в отношении спортсменов, персонала спортсменов, нарушавших антидопинговые правила спортивных санкций (в том числе спортивной дисквалификации);
– содействие разработке и внедрению антидопинговых программ с целью противодействия нарушению антидопинговых правил.
Субъектами (участниками) правоотношений, т.е. физическими или юридическими лицами, в допинговом контроле в Российской Федерации являются:
– федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта;
– федеральный центр спортивной подготовки;
– общероссийская антидопинговая организация;
– лаборатория, аккредитованная ВАДА; общероссийские спортивные федерации;
– организаторы спортивных мероприятий;
– ОКР;
– Паралимпийский комитет России;
– спортсмены.
Проведение допингового контроля осуществляется в соответствии с Кодексом ВАДА и Международными стандартами БАДА, правилами международных спортивных федераций, положениями (регламентами) спортивных мероприятий, а также антидопинговыми правилами и/или требованиями общероссийской антидопинговой организации.
Определено, что при проведении допингового контроля федеральный орган осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики, а также по оказанию услуг (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним).
В соответствии с кодексом БАДА процедура отбора биоматериала предусматривает, что спортсмен должен сам заполнить два контейнера А и В. Затем лаборатория проводит анализ пробы А, сохраняя пробу В запечатанной. В случае положительного результата анализа пробы А спортсмена информируют об этом. Кодекс ВАДА оставляет спортсмену право на немедленный запрос проведения анализа В либо на отказ от запроса. В рамках новой стратегии ВАДА рассматривает вариант отмены анализа пробы В биоматериала спортсмена в процедуре допинг-контроля. Разделение одного биоматериала на два контейнера А и В было введено для того, чтобы избежать случайной ошибки и с целью защиты интересов спортсмена, однако подобная практика не оправдала себя.
НАДО:
а) принимает в соответствии с Кодексом ВАДА антидопинговые правила;
б) по согласованию с федеральным органом устанавливает критерии формирования и формирует национальный список спортсменов, подлежащих допинговому тестированию в соревновательный и внесоревновательный периоды (далее – национальный список тестирования);
в) организует обучение и повышение квалификации специалистов, осуществляющих допинговый контроль;
г) разрабатывает образовательные программы, связанные с противодействием допингу в спорте;
д) осуществляет сбор, обновление и мониторинг информации о местонахождении спортсменов, включенных в национальный список тестирования;
е) проводит и поддерживает научные исследования в сфере допингового контроля;
ж) по согласованию с общероссийской федерацией по виду спорта проводит слушания с вынесением санкции в отношении спортсменов, персонала спортсменов, нарушавших антидопинговые правила, в случае, если антидопинговыми правилами международной спортивной федерации по виду спорта не предусмотрено иное;
з) информирует федеральный орган, общероссийскую спортивную федерацию по виду спорта, международную спортивную федерацию, ВАДА обо всех нарушениях антидопинговых правил спортсменами и персоналом спортсмена.