Визуализация результатов

Некоторые аналитические программы маркетингового комплекса имеют модули, предназначенные для отображения информации о продажах компании на географической карте, т.е. в наиболее наглядной и удобной для восприятия форме. Такой модуль содержит географические компьютерные карты (набор слоев пространственной информации, охватывающей определенную территорию). Для отображения показателей продаж могут использоваться карта мира, карта Российской Федерации с региональным делением, областные карты с районным делением, карты городов с делением по административным округам.

Для пространственного анализа из атрибутивных признаков какого-либо справочника выбирается географический признак, например города или регионы, в которых расположены покупатели или сбытовые филиалы компании. Для объектов этого географического признака рассчитывается один из показателей продаж (объем, доход и т.п.) за любой период и для произвольной выборки. Можно изучить, например, распределение по регионам дохода от продаж одной или нескольких товарных групп покупателям определенного типа (тип определяется заданной сегментацией покупателей).

Географические объекты разбиваются на группы в соответствии со значением изучаемого показателя. Это распределение по группам отображается на карте с помощью цветовой шкалы: регионы Российской Федерации, экономические районы, страны или территориальные объекты других типов окрашиваются на карте цветом, отвечающим той группе, в которую они входят. Для городов, помимо цвета, можно выбрать еще один способ отображения - размер их условных обозначений, т.е. величину диаметра круга.

Сравнительный анализ отечественных маркетинговых программ

На предприятиях внедряются: аналитические системы ["ИНЭК-Аналитик", Audit Expert ( pro-invest.com ), "Альт-Инвест"]; управленческие системы ["Галактика" ( galaktika.ru ), NS-2000, "Парус-Корпорация" ( parus.ru ), "Тектон"] и простейшие маркетинговые программы [Marketing-Expert ( pro-invest.com ), Marketing GEO, "БЭСТ-Маркетинг" ( bestnet.ru )].

Ниже приводятся результаты сравнительного анализа трех компьютерных программ в области маркетинга: "БЭСТ-Маркетинг", "Маркетинг-эксперт" и "Касатка". Отметим также, что рассматривается только перечень решаемых задач, методы и алгоритмы их решения не анализируются.

Программа "БЭСТ-Маркетинг". Программная система "БЭСТ-Маркетинг" представляет собой удобный и эффективный инструментарий, позволяющий оценить рыночные позиции предприятия в условиях конкуренции (рис. 9.5). Система может использоваться на предприятиях производства, торговли и сферы услуг. Бесспорным достоинством данной программы является предельная простота терминологии интерфейса, которая рассчитана на самого обычного пользователя, не имеющего специального образования в области маркетинга. Ввод информации осуществляется в виде естественных самоочевидных оценок по принципу "хуже/лучше", "важно/второстепенно". Вводимые качественные данные преобразуются системой в количественные, что позволяет проводить соответствующие расчеты. В числе методик, на которых базируется "БЭСТ-Маркетинг", - SWOT-анализ и модель Розенберга, метод 4Р, матрица Анзоффа.

Рис. 9.5. Состав модулей системы "БЭСТ-Маркетинг"

Система "БЭСТ-Маркетинг" имеет следующие возможности:

1) анализ рынка - определение перспективных рыночных ниш, анализ конкурентоспособности товара, анализ рекламы, рекомендации по повышению ее эффективности, рекомендации по стимулированию продаж;

1) анализ конкурентов - степень присутствия конкурентов на рынке, сравнительный анализ по товару, сравнительный анализ рекламных компаний;

2) финансовое планирование маркетинговой деятельности - прогноз продаж, бюджет рекламы, сводный бюджет, подготовка бюджета затрат по продвижению продукции и контроль за его исполнением.

С помощью программной системы "БЭСТ-Маркетинг" предприятие сможет оценить свои сильные и слабые стороны в рекламной и маркетинговой политике и получить комплекс рекомендаций по укреплению позиций на рынке.

Программа Marketing Expert. Программа обеспечивает информационную поддержку при выполнении сотрудниками группы маркетинга следующих задач:

o сегментация рынка; формирование территориально-сбытовой структуры компании, с установкой связи между товарами, потребителями, каналами сбыта;

o оценка рентабельности продукции, доходность и прибыльность отдельных сегментов рынка;

o выбор оптимальных каналов сбыта и вариантов реализации продукции;

o оценка конкурентоспособности компании (SWOT-анализ);

o выбор цели и разработка наиболее эффективной стратегии ее достижения - снижение издержек, выпуск новых товаров, освоение новых рынков (GAP-анализ);

o оценка рисков, связанных с реализацией каждой из стратегий;

o разработка тактического плана маркетинга, формирование оптимального портфеля товаров и мероприятий marketing-mix (Portfolio-анализ);

o решение обратной задачи расчета вариантов цен для группы товаров по заданной прибыли;

o расчет коэффициента эластичности спроса и прогноз продаж;

o формирование маркетинговой части бизнес-плана в соответствии с международными стандартами.

Система Marketing Expert™ опирается на классическую теорию маркетинга и учитывает потребности практического маркетинга в России. Система разработана с использованием принятых во всем мире известных аналитических методик (GAP-анализ, сегментный анализ, SWOT-анализ, Portfolio-анализ) и решает повседневные практические маркетинговые задачи. Система Marketing Expert™ - это консультант руководителя предприятия, коммерческого директора или руководителя службы сбыта.

Модуль обмена программы Project Expert™ импортирует данные о продуктах, условиях их реализации и другие данные, подготовленные в системе Marketing Expert™, в операционный план текущего проекта Project Expert™. Иными словами, Marketing Expert™, выступая как самостоятельная система, может в то же время служить дополнением к Project Expert™ в качестве средства детальной проработки плана маркетинга для инвестиционных проектов. В качестве исходных данных для проведения анализа и разработки плана маркетинга используются данные из геоинформационной системы Marketing Geo, базирующейся на данных Госкомстата и позволяющей вносить собственные данные для расчета емкости рынка, доли вашей компании и ближайших конкурентов, а также формирования оптимальной сбытовой структуры.

Программа "Касатка". Программный продукт "Касатка-проф." представляет собой комплекс, включающий в себя такие модули, как модуль маркетинга, модуль менеджмента, модуль стратегического планирования, модуль экономических расчетов по маркетингу и менеджменту, бизнес-план, документооборот, блоки отчетности перед руководителем и многое другое. "Касатка" помогает структурировать все бизнес-процессы и навести порядок в организации. Программный продукт "Касатка" является маркетинговой системой управления предприятием и прибылью и улучшает понимание и коммуникации между уровнями власти. В продукте есть три больших комплекса: комплекс стратегического планирования, комплекс менеджмента и комплекс маркетинга. Вся программа разделена на две больших части: качественную и количественную.

Качественная часть - это система поддержки принятия решений, реализованная через систему составления качественных документов.

Количественная часть - это та часть программы, где есть большое количество экономических расчетов по маркетингу, менеджменту и экономике, а также бизнес-план и т.д. В программе может работать как один человек, так и целая организация.

Комплекс помогает решать следующие задачи: формирование целей и стратегий маркетинга, годового плана маркетинга; проведение анализа товарной номенклатуры предприятия, рынков сбыта; работа с выбранными модулями (продукт - географический рынок - сегмент); выбор стратегии развития (товарная стратегия, сбытовая стратегия, стратегия продвижения, ценовая стратегия); аудит и контроль маркетинга; рынки снабжения; производство.

В табл. 9.2 приведен сравнительный анализ трех маркетинговых программных комплексов: "Бэст-Маркетинг", Marketing Expert, "Касатка-Маркетинг".

Таблица 9.2

Сравнительные характеристики программного обеспечения маркетинга

Компания (сайт в Интернете)

Основные виды деятельности

Рассматриваемый продукт

Оценка качественной части (90% в маркетинге)

Оценка количественной части (10% в маркетинге)

"Интеллект-

Сервис"

( bestnet.ru)

Бухгалтерское

программное

обеспечение

"Бэст-Маркетинг"

2

4

"Курс" (curs.ru)

Консалтинг и бизнес-программное обеспечение

Модули, в название которых входит слово маркетинг ( curs.ru/NewFolder/Softl.htm)

4

6

"Про-инвест

консалтинг"

(www.pro-invest.com)

Консалтинг и бизнес-программное обеспечение

Marketing Expert

5

7

"Касатка Консалтинг Групп" (kasatka.ru)

Консалтинг и бизнес-программ нос обеспечение

"Касатка-Маркетинг"; "Касатка-проф."

10

5

Из приведенной таблицы видно, что наилучшим показателем по оценке количественной части является программа Marketing Expert, а по оценке качественной части - "Касатка".