Анализ спроса
Спрос - это потребность, подкрепленная покупательной способностью.
Покупательная способность населения - количество товаров и услуг, приобретаемое населением в соответствии с имеющимися денежными средствами при уровне цен на товары и тарифах на услуги, сложившихся в стране.
Покупательная способность зависит от уровня доходов населения и той их части, которая может быть выделена на покупки, но не в меньшей степени обусловлена величиной цен и тарифов на услуги. Динамика покупательной способности обратна динамике индексов цен (рис. 5.12).
На выбор цены на товар влияет эластичность спроса, т.е. емкость рынка: сколько товаров можно продать при различных уровнях цен. В идеале необходимо построить математическую зависимость возможного объема продаж от уровня цен. График эластичности спроса от цен упрощает эту задачу. Используя информацию о цене товара и количестве товара, проданного по этой цене, на графике строят кривые спроса и предложения. Далее определяют эластичность или неэластичность спроса на различных ценовых интервалах и изменение выручки в случае изменения цены товара (рис. 5.13).
По оси X отражается количество товара, а по оси У - его цена.

Рис. 5.12. Элементы анализа покупательной способности

Рис. 5.13. График эластичности спроса от цены
Площадь прямоугольника ОЦ^К, - выручка продукции по цене Ц1.
Если цена снижается до уровня Ц2, то объем продаж возрастет до П2 единиц. Выручка становится равна прямоугольнику ОЦ2П2К2.
При этом потеря выручки в виде прямоугольника Цуд^В из-за снижения цены товара меньше прироста выручки (прямоугольник К^П^), полученной в результате увеличения продаж за счет снижения цены. Это происходит при эластичности спроса. Если цена и выручка меняются в одном направлении, спрос будет неэластичным.
Маркетологи делят все товары на две основные группы: товары с неэластичным и эластичным спросом.
Товары с неэластичным спросом таковы, что объемы их продаж почти не меняются при росте цен. Это можно объяснить следующими причинами:
1) данный товар - первой необходимости, без которого невозможно обойтись (например, основные продукты питания);
2) товару нет замены или его производит один монополист;
3) потребители привыкли к данному товару и не торопятся отказаться от него даже при росте цен;
4) потребители считают, что рост цен обусловлен ростом качества или инфляцией и смиряются с этим положением, сокращая другие статьи своих расходов.
Товары с эластичным спросом отличаются сильной зависимостью объемов продаж от уровней цен: при росте цен объемы продажи быстро падают.
Эластичность - мера реагирования одного показателя на изменение другого (табл. 5.11).
Коэффициент эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении цены на 1%, т.е.

Коэффициент эластичности спроса по доходам показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении средних доходов на 1%, т.е.

Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится спрос на продукцию 1-го вида при изменении цены на продукцию ;-го вида на 1%, т.е.

Таблица 5.11. Взаимосвязь характера спроса, цены и выручки от продаж
| Значения коэффициента эластичности К | Характер спроса | Взаимосвязь цены и спроса | Влияние цены на выручку | |
| Увеличение цены | Снижение цены | |||
| 0 | Абсолютно неэластичный спрос | Спрос не зависит от цены | Выручка растет | Выручка уменьшается | 
| Менее 1 | Относительно неэластичный спрос | Процентное изменение спроса меньше процентного изменения цены | Выручка растет | Выручка уменьшается | 
| 1 | Единичная эластичность спроса | Процентное изменение спроса равно процентному изменению цены | Выручка неизменна | Выручка неизменна | 
| Более 1 | Относительно эластичный спрос | Процентное изменение спроса больше процентного изменения цены | Выручка уменьшается | Выручка растет | 
| ->00 | Абсолютно эластичный спрос | Цена товара не зависит от спроса | Выручка растет | Выручка уменьшается | 
Общий потенциал рынка определяется формулой

где <2 - общий потенциал рынка; п - число покупателей конкретного товара при заданных условиях; q - среднее число покупок; р - цена средней единицы покупки.