Визитная карточка
Визитная карточка — неотъемлемый элемент протокольных мероприятий и деловых контактов. Ее отсутствие в процессе общения с деловыми партнерами может стать серьезной помехой в установлении и поддержании деловых отношений и даже поводом усомниться в профессиональной культуре партнера. Визитными карточками принято обмениваться при знакомстве, при поздравлении, при заочном представлении других лиц вместо рекомендательного письма, при выражении соболезнования, их принято оставлять при нанесении визита, посылать вместо ответного визита, прилагать к присылаемым подаркам, использовать вместо письма для выражения благодарности за приглашение на официальное мероприятие.
Правила делового протокола определяют размеры визитной карточки, ее вид и ОГЛАВЛЕНИЕ, а также порядок использования в различных ситуациях общения.
Стандартный размер визитной карточки — 5><9 см. Высшие должностные лица используют визитные карточки размером 6 х х 10, их супруги — на один сантиметр меньше. В Великобритании, однако, принятый формат визитных карточек для женщин больше, чем для мужчин.
Классический цвет визитной карточки — белый с черным шрифтом. Однако это требование в деловой сфере соблюдается не очень строго.
В зависимости от предназначения в дипломатической практике, а также в различных ситуациях делового общения используются разные виды визитных карточек.
Представительские функции выполняют следующие виды визитных карточек:
- визитная карточка дипломатического работника, которая может содержать только имя (в российской практике — имя и отчество), фамилию и должность официального лица;
— карточка для специальных и представительских целей, на которой указываются фамилия, имя, отчество, полное название организации и должность, без указания координат — адреса и телефона. Вручение такой карточки при знакомстве означает, что се владелец нс намерен продолжать контакты с собеседником;
— визитная карточка без указания должности, которая посылается только женщинам;
- используемая в широкой деловой практике стандартная визитная карточка, на которой указываются фамилия, имя, отчество, место работы, должность, адрес, служебный телефон, телекс и телефакс. Вручение такой карточки указывает на то, что ее владелец намерен установить прочные деловые связи с представленным ему лицом;
- визитная карточка организации (фирмы), на которой указывают ее название, адрес, телефон, телефакс (телекс). С такой карточкой отправляют сувениры, подарки, цветы, поздравления по случаю знаменательных событий. Наличие на карточке нескольких телефонов свидетельствует о ее солидности;
- визитные карточки для неофициального общения, на которых указывают фамилию, имя, отчество, почетные и ученые звания, иногда профессию;
- разновидность неофициальных визитных карточек — "семейные" визитные карточки, па которых указываются фамилии, имена и отчества супругов. Такие карточки прикладывают к подаркам, которые преподносят от имени мужа и жены, оставляют при совместных официальных визитах;
— распространенные в России визитные карточки с двусторонним текстом на русском и английском языках.
Функцию письменного послания визитные карточки выполняют в следующих этикетных ситуациях.
• Поздравление. Посылка визитных карточек зарубежным партнерам в день их национального праздника является общепринятой формой поздравления. При этом в левом нижнем или верхнем углу карточки делается надпись (предпочтительно карандашом!), представляющая собой сокращенное обозначение соответствующих французских слов:
P.F. (pourfêter) — поздравляет;
P.F.N. A. (pour fêter le Nouvel An) — поздравляет с Новым годом;
P.R.F.N.A. (pour remercier et pour fêter le Nouvel An) — благодарит и поздравляет с Новым годом в ответ на ранее присланное поздравление.
• Выражение благодарности. В знак благодарности за поздравление, подарки, приглашение в течение 24 часов посылается визитная каточка, в левом нижнем углу которой делается надпись:
P.R. (pour remercier) — благодарит.
• Представление. Если вы хотите установить деловые отношения с незнакомым вам лицом, вас должен представить хорошо знакомый ему человек. В этом случае он посылает вашу визитную карточку, приложив к ней свою с надписью в ее левом нижнем углу:
P.P. (pourprésenter) — представляет.
• Прощание. Покидая страну, в которой вы находились в командировке, если вам не представилась возможность лично попрощаться с партнером или коллегой, вы можете послать ему визитную карточку с надписью:
Р.Р.С. {pour prendre congre) — прощается.
Для выражения соболезнования по случаю национального траура или смерти кого-либо из партнеров посылается визитная карточка с надписью:
P.C. (pour condoléances) — соболезнует.
Визитными карточками обмениваются при знакомстве, на официальных и неофициальных встречах и переговорах, их оставляют при нанесении визита, пересылают вместе с подарками, цветами, фотографиями, театральными билетами.
Визитные карточки используются также для приглашения на различные мероприятия, неофициальный прием. При этом в верхней части карточки пишется имя и фамилия приглашенного, а в нижней — вид приема, место его проведения, число и время. Если посылается готовое приглашение в форме открытки, к ней можно приколоть свою визитную карточку.
Пользование визитными карточками в различных ситуациях делового общения требует знания и выполнения определенных правил этикета.
• Визитные карточки никогда не подписываются и дата не ставится.
• На визитные карточки с надписью P.R., Р.Р.С. принято не отвечать.
• В ответ на визитные карточки с надписью P.C., P.F., Р.Р.Р. посылают свою визитную карточку с надписью P.R. в знак благодарности.
• Все надписи на визитных карточках делаются в третьем лице единственного числа.
• Направляемая в конверте визитная карточка не загибается. При этом рекомендуется написать на ней несколько слов, чтобы не допустить ее использования посторонними лицами.
• Лично доставленная адресату визитная карточка загибается в соответствии с особенностями практики различных стран: может загибаться верхний правый или левый угол, вся правая или левая сторона карточки. Не следует загнутую визитную карточку направлять по почте, с курьером или шофером: это считается грубым нарушением этикета.
• При знакомстве первым вручает визитную карточку младший по возрасту, статусу старшему.
• При деловой встрече с иностранными партнерами первыми визитные карточки вручают хозяева. Обмен визитными карточками осуществляется строго по ранжиру, начиная с самых высокопоставленных членов делегации. При вручении визитной карточки произносят вслух свою фамилию.
• Обмен визитными карточками должен сопровождаться легким поклоном.
• Визитную карточку принято вручать или принимать правой рукой (по обычаю ближневосточных стран) или двумя руками (по обычаю Японии, стран Азии).
• Женщины не оставляют визитные карточки в доме холостого мужчины.
• Мужчина после представления женщине должен в течение недели направить свою визитную карточку ей и ее супругу, даже в том случае, если он не был ему представлен.
• Гостям, присутствовавшим на завтраке, обеде или вечернем приеме (за исключением чая), следует оставить в течение недели в доме хозяйки свою визитную карточку (если не было послано письмо с выражением благодарности)[1].
Выводы
1. Демократизация всех сторон жизнедеятельности российского общества актуализирует потребность в таком типе руководителя, который ориентировался бы не на задачу, а на человека и сочетал в себе способности практика-организатора, теоретика-аналитика и психолога-воспитателя — строителя принципиально иных нравственных отношений в подчиненном ему коллективе.
2. Личный авторитет руководителя может покоиться только па фундаменте высокой нравственной культуры.
3. Культура поведения руководителя определяется не только уровнем его интеллекта, образования и нравственной культуры, но и степенью владения инструментарием управления общением.
4. Ситуационный характер делового этикета определяет особенности правил, регулирующих взаимоотношения руководителя и подчиненных в различных служебных ситуациях.
5. Уровень психологического комфорта и эмоциональное состояние сотрудников во многом определяются поведением и личностными качествами руководителя.