Административная ответственность за нарушение требований административного надзора
Состав правонарушения, предусмотренного ст. 19.24 КоАП РФ, образуют: несоблюдение поднадзорным лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений или ограничений, установленных данному лицу судом, а равно невыполнение данным лицом обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Состав рассматриваемого правонарушения является формальным, так как наступление негативных последствий в результате невыполнения обязанностей лицами, освобожденными из мест лишения свободы, не является обязательным.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, обеспечивающие надлежащее постпенитенциарное поведение лиц, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную и неснятую судимость.
Объективная сторона выражается в несоблюдении административных ограничений, а равно в невыполнении обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре, что проявляется как в виде действий, направленных на нарушение установленных ограничений, так и бездействии – несоблюдении ограничений без уважительных причин. Основным условием привлечения к административной ответственности по ст. 19.24 КоАП РФ является то, что действие (бездействие) не должно содержать признаков уголовно наказуемого деяния (ст. 314.1 УК РФ).
Субъектом административного правонарушения является вменяемое лицо, достигшее 18-летнего возраста, в отношении которого судом установлен административный надзор.
Субъект данного административного правонарушения является специальным – это физическое лицо, освобожденное из мест отбывания лишения свободы за совершенное ранее тяжкое или особо тяжкое преступление или имеющее неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений или преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, достигшее возраста административной ответственности.
Субъективная сторона выражается только прямым умыслом, мотивы и цели лица при совершении им данного административного правонарушения не учитываются. Оконченным деяние считается с момента его совершения.
При рассмотрении вопроса о виновности лица, в отношении которого установлен административный надзор, и привлечении его к административной ответственности за несоблюдение административных ограничений или ограничений, установленных судом (ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ), или за невыполнение обязанностей, предусмотренных федеральным законом (ч. 2 ст. 19.24 КоАП РФ), необходимо учитывать следующее:
1) административная ответственность поднадзорного лица по ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ наступает только за нарушение тех ограничений, кото
рые перечислены в ст. 4 Закона об административном надзоре и закреплены решением суда, таких как:
– запрещение пребывания в определенных местах;
– запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
– запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
– запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
– явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации;
2) административная ответственность поднадзорного лица согласно ч. 2 ст. 19.24 КоАП РФ наступает только за невыполнение обязанностей, указанных в ст. 11 Закона об административном надзоре, в соответствии с которой лицо обязано:
– прибыть в определенный администрацией исправительного учреждения срок к избранному данным лицом месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы; явиться для постановки на учет в орган внутренних дел в течение трех рабочих дней со дня прибытия к избранному данным лицом месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы, а также после перемены места жительства или пребывания;
– явиться для постановки на учет в орган внутренних дел по месту временного пребывания в течение трех дней в случае получения по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным ч. 3 ст. 12 Закона об административном надзоре, разрешения органа внутренних дел на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории;
– уведомить орган внутренних дел по месту временного пребывания о выезде к месту жительства или пребывания, если поднадзорное лицо находилось по месту временного пребывания по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным ч. 3 ст. 12 Закона об административном надзоре;
– уведомить орган внутренних дел по месту жительства или пребывания в течение трех рабочих дней о перемене места жительства или пребывания, а также о возвращении к месту жительства или пребывания, если поднадзорное лицо отсутствовало по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным ч. 3 ст. 12 Закона об административном надзоре;
– уведомить орган внутренних дел в течение трех рабочих дней о трудоустройстве, перемене места работы или об увольнении с работы;
– допускать сотрудников органов внутренних дел в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения;
– являться по вызову в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания в определенный этим органом срок, давать объяснения в уст
ной и (или) письменной форме по вопросам, связанным с соблюдением им установленных судом административных ограничений и выполнением обязанностей, предусмотренных Законом об административном надзоре.
При подтверждении факта совершения поднадзорным лицом административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ. Следует отметить, что при написании фабулы протокола об административном правонарушении необходимо правильно фиксировать обстоятельства допущенного нарушения.
Согласно ст. 23.3 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.24 КоАП РФ, вправе рассматривать начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений) полиции, их заместители, а также старшие участковые уполномоченные полиции и участковые уполномоченные полиции.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ, может быть рассмотрено судьей (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ), если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает это дело на рассмотрение судье[1].