Знания и современные тенденции развития менеджмента

Роль знаний в современной экономике неуклонно повышается. Это объясняется тем, что острота потребности в знаниях начинает превышать остроту потребности в продукте. Последняя находится все в большей зависимости от знаний. Производство знаний становится исключительно выгодной областью деятельности. Это дает основание говорить, что экономика будущего – экономика знаний. Будущее рождается уже сегодня. Этому способствуют следующие факторы: современные возможности овладения знаниями, изменения в конкуренции, выгоды от реализации знаний, тенденции развития технологий, роль интеллектуального капитала в экономике и обществе (схема 10.9).

Схема 10.9. Управление знаниями в экономике знаний

Но экономика знаний требует совершенного и эффективного управления знаниями.

Знания как объект менеджмента

Возможно ли управлять знаниями? Деятельность человека разнообразна. Одним из видов ее является интеллектуальная деятельность. Она заключается в осмыслении действительности, построении гипотез и концепций, изучении и объяснении явлений, построении фактологии, поиске свойств, аргументов и обоснований, овладении знаниями. Эта деятельность, с одной стороны, построена на знаниях, с другой – должна быть организованной и, следовательно, требует управления.

Управление в этом случае заключается в обеспечении и достижении гармонии знаний, т.е. есть их соответствия друг другу, а также соответствия потребностям всех других видов практической деятельности человека – созданию необходимого продукта, преобразованию природы, формированию определенных общественных отношений, реализации духовных интересов и ценностей.

Управление знаниями, как и всякое управление, предполагает существование системы, механизма и процесса управления.

Система управления представляет собой совокупность организационно оформленных функций, в рамках которых выполняются управленческие действия. Это функции контроля компетенций, оценки интеллектуального потенциала, мотивации самообразования и организации образовательных структур, создания условий эффективного использования знаний в практической профессиональной деятельности. Управление знаниями – это обеспечение получения и эффективного использования знаний, их обновление и накопление.

Механизм управления знаниями включает совокупность средств и соответствующих им методов воздействия на систему знаний и все ее параметры. Так же, как и управление вообще, механизм управления знаниями предполагает организационно-административные средства воздействия – требования к компетенциям и должностным инструкциям, утверждение программ повышения квалификации, учебных планов и др., экономические – мотивация разработки инновационных проектов, проведения научных исследований и др., социально-психологические – создание атмосферы творчества, благоприятной инновационной среды и др.

Процесс управления знаниями характеризует последовательность и временные параметры презентации и получения знаний.