Лекция 7. Западноевропейская литература XVIII в.

В XVIII столетии развивается мощное идеологическое движение, известное под названием Просвещения. Оно было направлено на ликвидацию феодального строя, его социально-экономических и правовых норм, политических учреждений, идеологии и культуры. Свое название просветители получили потому, что главным средством преобразования общества считали просвещение народа, освобождение его от религиозных и иных предрассудков. Просветители свято верили в силу разума, придавали исключительное значение литературе. Главная сила просветительской литературы состояла в беспощадной критике феодально-абсолютистских порядков, церкви и реакционных теорий во всех областях идеологии. Предпринятая просветителями переоценка всех старых ценностей оказала революционизирующее воздействие на умы современников и объективно поставила вопрос о коренном преобразовании общества. Во Франции просветители идеологически подготовили революцию 1789-1794 гг., которая покончила с феодально-монархическим строем. Исторические достижения просветителей есть яркий пример могущества передовой идеологии.

В разных странах Просвещение принимало различные формы, отражая своеобразие исторического процесса, национальные особенности классовой борьбы между буржуазией и феодальным дворянством, при этом силу и слабость демократического движения в каждой из них. При всем своеобразии национальных условий просветительское движение не было единым по своей социальной направленности. В нем можно обнаружить два течения: умеренно буржуазное, либеральное, сторонники которого поддерживали основы существующего строя, ограничиваясь требованием частных реформ, и радикально-демократическое, последовательно отстаивавшее интересы народа.

Художественное творчество просветителей - важный этап в развитии западноевропейской литературы. Литературе Просвещения, унаследовавшей универсализм интересов и стремлений гуманистов эпохи Возрождения, свойственны вера в неограниченные возможности разума, дух любви к человеку, боевой антифеодальный пафос.

Просвещение - внутреннее неоднородное и в чем-то противоречивое в своей основе движение, что объясняется неоднородностью третьего сословия, идеологию которого оно выражало. В просветительской литературе выделяются три больших направления: просветительский классицизм, просветительский реализм и сентиментализм.

Классицизм в эпоху Просвещения приобретает отчетливо республиканские, демократические и даже революционные черты. Высшую цель искусства классицисты видят в перевоспитании человека, в превращении его в идеального героя (в связи с этим ведущим жанром литературы просветительского классицизма стала трагедия). В поисках образцов - примеров гражданской доблести - просветители ориентировались на античное искусство и французский классицизм XVII в.

Просветительский реализм заявляет о себе как более высокая ступень реалистического мировидения по сравнению с эпохой Возрождения. Если ее отличали высокая поэтичность, титанизм характеров, могучий взлет страстей, если классицисты предпочитали изображать идеальных героев (королей, титулованных лиц, полководцев), то просветители, творчески переработав традиции плутовского и бытового романов XVII в., обратились к изображению реальных людей в повседневной обстановке. В творчестве писателей просветительского реализма больший удельный вес приобретают прозаические жанры и особенно роман, которому суждено стать подлинным эпосом XIX и последующих веков.

Во второй половине XVIII в. складывается третье большое направление в просветительской литературе - сентиментализм. Антифеодальная направленность литературы Просвещения дополняется в творчестве сентименталистов критикой нарождающихся буржуазных отношений. Рационализм уступает место сенсуализму, что способствует психологическому насыщению романа и драмы и расцвету лирической поэзии.

Просветительская литература дала человечеству таких великих художников слова, как Дефо, Свифт, Филдинг и Берне в Англии; Вольтер, Дидро, Руссо и Бомарше во Франции; Лессинг, Шиллер и Гете в Германии. Их замечательные произведения прочно вошли в золотой фонд мировой литературы.