Юридический и регуляторный риски
Юридический и регуляторный риски возникают вследствие ряда различных причин и тесно связаны с репутационным риском (рассматривается далее), например контрагент может иметь недостаточно юридических и регуляторных полномочий для совершения рискованной операции. На рынках производных финансовых инструментов юридический риск часто становится ясным только тогда, когда контрагент или инвестор теряет деньги на операции и решает подать в суд на поставщика, чтобы избежать его отказа от обязательств (см. пример в блоке 6-3). Еще один аспект регуляторного риска – это потенциальное влияние изменений налогового законодательства на рыночную ценность позиции.
Например, когда британское правительство летом 1997 г. изменило налоговый кодекс для устранения определенных налоговых льгот, один из крупных инвестиционных банков понес значительные убытки.
Деловой (коммерческий) риск
Деловой (коммерческий) риск относится к классическим рискам в мире бизнеса – неопределенность относительно спроса на продукт, цены, которая может быть назначена на этот продукт, или издержек производства и поставки продуктов. Актуальный пример делового риска показан в блоке 1А-1.
В мире производства деловой риск в основном управляется посредством решения базовых задач менеджмента, например выбора каналов распространения, продуктов, поставщиков, маркетинговой стратегии и т.д. Существует, конечно, большое количество литературы для предпринимателей, которая рассматривает эти вопросы, так что бо́льшую их часть в этой книге мы рассматривать не будем.
БЛОК 1 А-1
Пример делового риска из небанковского сектора: как palm перестал занимать ведущее положение на рынке высоких технологий
Palm был пионером в создании карманных персональных компьютеров (КПК) в начале 1990-х гг. В декабре 2000 г. продажи были на уровне 165 % по сравнению с предыдущим годом. В марте 2001 г. появился первый признак снижения продаж. Высшее руководство Palm решило, что адекватным ответом будет быстрый ввод новейшей модели КПК – линейки m500.
Исполнительный директор Карл Янковский получил гарантии от управленцев, что выход продуктов линейки т500 будет выполнен в течение двух недель. Palm торжественно объявил о линейке т500 19 марта. Продажи старых моделей Palm еще больше снизились, так как покупатели ожидали выхода новой модели. Проблема была в том, что ожидание продолжилось вовсе не две недели. Palm не предусмотрел достаточно времени для тестирования т500 до выбора плана производства. Продукция линейки т500 продолжала задерживаться. Palm не смог поставить новую модель в необходимом объеме до мая, т.е. более чем через шесть недель после анонса.
Начали скапливаться более старые продукты, что привело к крупному, списанию на 300 млн долл. излишних запасов и чистым убыткам в 392 млн долл. на финансовый квартал, оканчивающийся 1 июня. В том же квартале годом ранее прибыль компании составляла 12,4 млн долл. Цены на акции фирмы упали и, как следствие, приобретение, которое было ключевой стратегией Palm, потерпело крах – это стоило Palm 264 млн долл. Компания сократила 250 рабочих мест, потеряла ключевых сотрудников и прекратила создание новой штаб-квартиры центров.
Конкуренты Palm, такие, как RIM (BlackBerry) и Microsoft, начали активно использовать его ошибки для получения собственной выгоды.
Однако остается вопрос о том, как деловой риск должен учитываться в рамках стандартного управления рисками, и это становятся все более важным в финансовой сфере.
Хотя деловые риски необходимо обязательно оценивать и отслеживать, не вполне очевидно, как это сделать в смысле соответствия нормам, принятым в банковской индустрии при расчете классического кредитного и рыночного рисков. Здесь также актуальными остаются споры относительно того, должен ли деловой риск настолько же явно поддерживаться капиталом. В новом Базельском соглашении об уровне капитала деловой риск исключается из регулятивного определения операционного риска, хотя некоторые исследователи полагают, что он может стать более мощным источником волатильности дохода банка, чем риск операционного еобытия/ебоя, который регулирующие органы обязаны включить в минимальные требования к уровню капитала банка.
На деловой риск влияют такие факторы, как качество стратегического курса компании и (или) ее репутация, а также другие факторы. Следовательно, общепринятой практикой является рассмотрение стратегического и репутационного рисков как компонентов делового риска, в литературе по рискам иногда рассматривается комплекс: деловой/стратегический/репутационный риск. Здесь мы разграничим эти три компонента.