Лекция 10. Введение в экономику отраслей общественного сектора
Глава содержит примеры функционирования отраслей, которые полностью или частично относят к общественному сектору, и дает материал для понимания того, какие инструменты использует государство в регулировании этих отраслей.
В результате изучения материалов данной главы студент должен:
знать
• основные причины, особенности и формы государственного регулирования таких отраслей экономики, как образование, наука, здравоохранение, жилье;
уметь
• обосновывать необходимость вмешательства государства в сферы образования, науки, здравоохранения, жилья;
владеть
• навыками анализа последствий государственного регулирования этих отраслей.
Образование
В этом параграфе мы обсудим вопросы, связанные с необходимостью государственного вмешательства в сферу образования, и рассмотрим примеры возможных мер государственной политики, направленных на решение проблем экономической эффективности и справедливости применительно к системе образования на разных ее ступенях.
Обоснование государственного вмешательства
Большинство стран мира значительную часть своих ресурсов направляют на развитие системы образования, на повышение качества образовательных услуг (рис. 10.1).
При этом используются как государственные, так и частные источники финансирования. В среднем в странах ОЭСР около 85% всех средств, выделяемых на финансирование учебных заведений, поступает из государственного бюджета. В то же время в ряде стран существенна и доля частных вложений: в Южной Корее, например, частные инвестиции составляют более 40% всех расходов на образование, в Великобритании, США, Японии – около 30% (табл. 10.1).
Таблица 10.1. Структура расходов на образовательные учреждения по источникам финансирования (% от общего объема расходов), 2008 г.
Страна |
Государственное финансирование |
Частное финансирование |
Финляндия |
97 |
3 |
Швеция |
97 |
3 |
Дания |
92 |
8 |
Италия |
91 |
9 |
Франция |
90 |
10 |
Испания |
87 |
13 |
Чехия |
87 |
13 |
Германия |
85 |
15 |
США |
71 |
29 |
Великобритания |
70 |
30 |
Япония |
66 |
34 |
Корея |
60 |
40 |
Источник: Education at a Glance. OECD. 2011.
Как видно из приведенных данных, государственное финансирование образования является социальным приоритетом даже в тех странах, где участие государства в других сферах социально-экономической жизни общества выражено слабее. При этом правительства всех стран стараются использовать такую модель финансирования, которая позволяла бы обеспечить, с одной стороны, качественный уровень образования, а с другой – эффективное использование выделяемых финансовых ресурсов.
Почему же государство так много внимания уделяет сфере образования и берет на себя существенные расходы по ее финансированию? Отметим, что обучение, прежде всего, приносит определенные выгоды самому человеку. Образованные люди, благодаря полученным
Рис. 10.1. Государственные расходы на образование в 2008 г.
Источник: Education at a Glance. OECD. 2011; Финансы России. 2010: стат. сб. Росстат. М., 2010.
знаниям, имеют возможность устроиться на более привлекательную и высокооплачиваемую работу. Кроме того, наличие необходимых знаний у индивида повышает мобильность на рынке труда и позволяет быстрее и проще адаптироваться к постоянно меняющимся условиям работы. Одновременно с этим более высокая заработная плата квалифицированных работников отражает повышение их производительности, а значит, способствует и росту общественного выпуска, что представляет собой несомненную ценность для общества в целом.
В то же время для государства важны и другие последствия образования, а именно – широкий круг положительных внешних эффектов, как экономических, так и социальных. Во-первых, быстрая смена технологий, характерная для современного производства, требует постоянного переобучения работников. Осуществлять же такое переобучение быстрее и проще, если работник уже обладает определенным запасом знаний и навыков. Во-вторых, образованный работник может оперативно реагировать на технологические изменения, возникающие вследствие научно-технического прогресса, что позволяет предотвращать возможность сбоев на производстве. Кроме того, современные методы производства требуют высокого уровня кооперации между работниками. В итоге наличие определенных знаний у одного работника, например, у менеджера предприятия, способствует повышению как его собственной производительности, так и производительности труда других работников за счет использования более эффективных методов управления и контроля. И, наконец, неоспоримы социальные выгоды образования: более высокий культурный и интеллектуальный уровень населения, активизация социальных коммуникаций, политическая активность, толерантность, снижение уровня преступности и пр. В более широком плане, можно говорить о социальной составляющей образования, что, очевидно, служит интересам общества в целом и позволяет отнести образование к благам с особой социальной значимостью (см. гл. 1).
В самом общем виде, выполнение принципа эффективности предполагает организацию системы образования таким образом, чтобы чистый выигрыш общества от инвестиций в сферу образования, определяемый как разница между общественными выгодами и расходами на образование, был наибольшим.