Возможности использования стратегических карт

Стратегические карты с применением специально разработанных ССП позволяют учитывать нематериальные активы, поскольку используют инструментарий качественных (неколичественных) оценок и показателей, предназначенный для оценки факторов, которые при традиционных методах обработки данных, оценке не поддаются.

Введение показателей, позволяющих оценивать факторы, не поддающиеся традиционным количественным измерениям, открывают возможность более активного внедрения технологий стратегического управления в государственных, региональных, муниципальных организациях и некоммерческих организациях.

Стратегические карты развития организации стали тем инструментарием, который делает системы показателей более пригодными для практического использования при стратегическом управлении организациями любого профиля деятельности. Они могут, в зависимости от степени внедрения в организации технологий стратегического управления, использоваться как на уровне организации в целом, так и на уровне отдельного структурного подразделения и даже на уровне отдельного исполнителя.

Стратегические карты могут воспроизводить структуру ССП, сохраняя разбиение показателей на основные группы, начиная с обучения и развития и заканчивая финансами, и взаимосвязи между ними. В то же время в них дополнительно вводятся такие важные характеристики, используемые при стратегическом управлении, как стратегические цели, ключевые факторы успеха, ключевые индикаторы исполнения, оперативные действия по реализации стратегических целей.

Как уже говорилось, именно ключевые факторы успеха являются одним из наиболее важных моментов при разработке стратегии развития организации. Определение того, что может обеспечить успех и на что должна быть сделана ставка при достижении стратегических целей, является одной из главных составляющих разработки стратегии с использованием технологий стратегического управления. Ключевые индикаторы исполнения позволяют оценить, насколько организация продвинулась на пути достижения поставленных целей.

Стратегические карты во многих организациях приходят на смену разрабатываемым в них бюджетам. Они более информативны и позволяют получать более полную, комплексную картину о состоянии дел на объекте управления.

Благодаря использованию стратегических карт, открывается возможность не только объединить финансовые и нефинансовые показатели, но и получить принципиально новые способы оценки состояния, в котором находится объект управления.

Стратегические карты позволяют:

• сбалансировать основные направления деятельности организации. Отдельные показатели, в частности прибыль, могут отражать только лишь результаты сделанного в прошлом квартале или в прошлом году. Они не учитывают то, что делается для результата, который будет получен завтра. Полную картину дает лишь одновременная оценка значения всех основных групп показателей;

• сбалансировать внешние и внутренние условия деятельности организации. Как правило, до использования ССП внутренние процессы развивались независимо от непосредственных запросов и потребностей потребителя, учета их мнений. Стратегические карты позволяют это сделать;

• обеспечить взаимоувязку причинно-следственных связей. При стратегическом управлении с использованием ССП осуществляется не только взаимоувязка между отдельными группами показателей, но и между отдельными показателями. Учитывается интенсивность существующих связей, временной лаг между причиной и следствием, наконец, степень уверенности в действенности этих связей.

Использование стратегических карт характеризует уровень внедрения ССП в организации. Если ССП используется лишь как схема для обсуждения стратегии развития, то они вряд ли могут оказаться полезными. Необходимость в стратегических картах возникает, когда они становятся реальным инструментарием разработки четкой сбалансированной стратегии и контроля хода реализации поставленных стратегических задач. В то же время использование только стратегических карт без их взаимоувязки и выработки общей стратегии развития не может дать значительного эффекта, который может быть получен при использовании ССП.

На начальной стадии внедрения ССП системы показателей могут быть лишь логически взаимоувязаны. Более высокий уровень внедрения характеризует разработка унифицированных систем показателей.

Последовательность взаимодействия основных групп показателей может быть различной. Стратегические карты могут разрабатываться для стратегического управления деятельностью организации либо использоваться лишь на стадии разработки проекта. По разному они могут использоваться при обучении персонала организации.

Как говорилось выше, стратегическая карта представляет собой системное описание логики функционирования организации по основным направлениям ее деятельности. При разработке стратегических карт для различных организаций общими остаются лишь принципы их разработки. Каждая организация стремится разработать уникальную стратегию, адекватно учитывающую внешние и внутренние условия, в которых она функционирует, технологии и ресурсы, которыми располагает организация, сложившуюся управленческую ситуацию.

Так, управленческая карта может быть разработана в результате анализа управленческой ситуации и тенденций ее развития и включать информацию об основных факторах и закономерностях, определяющих развитие управленческой ситуации, соотношении сил. На карте могут быть представлены текущее и желательное положение объекта управления.

В управленческую карту внешней среды входят такие схематические изображения, как:

• объекты внешней среды, оказывающие воздействие на объект у проведения;

• характер влияния, оказываемого объектами внешней среды;

• интересы и цели объектов внешней среды, оказывающие воздействие на объект управления;

• основные факторы и механизмы воздействия на объект управления;

• тенденции изменения внешней среды;

• ожидаемые результаты воздействия внешней среды;

• ключевые точки и показатели, требующие контроля со стороны субъекта управления.