Виртуальные миры, или многопользовательские виртуальные среды

Виртуальный мир (англ. Virtual World) – вид онлайновой сетевой коммуникации в условиях коллективно конструируемой с помощью специализированных компьютерных программ виртуальной среды (англ. Virtual Environment), в которой се участники могут общаться (чаще всего в режиме чата), а также взаимодействовать друг с другом через свои аватары[1] (англ. avatar), используя для своих действий заранее созданные компьютерные объекты или же самостоятельно создавать такие объекты. Виртуальные миры являются подмножеством класса трехмерных (многомерных) многопользовательских виртуальных сред (по аналогии с англ. MUD – Multi-user Dimensions – многопользовательское пространство), в настоящее время они стали популярны не только как средство развлечения, но также активно используются в обучении (в том числе иностранным языкам, имитируя погружение в иноязыковую реальность). Эти формы интернет-коммуникации нашли свое применение и в бизнес-коммуникации.

Блоги, твиты, подкасты

Блог (англ. blog, от web log[2] – сетевой журнал, или интернет-дневник, онлайн-дневник событий) – это персональный веб-сайт, основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые автором сайта записи, изображения или мультимедиа. С появлением технологий блоггинга[3] связывают само возникновение феномена Веб 2.0. Так, Тим О'Рейлли писал в своей знаменитой статье "Что такое Веб 2.0. Вторая часть": "Если ключевая часть Веба 2.0 – использование коллективного разума – превращает веб в некое подобие глобального мозга, то блогосфера – это его внутренний голос. Может, он и нс связан с глубинными структурами мозга (подсознанием), но является аналогом мышления"[4]. Считается также, что блоги имеют достаточно высокий инновационный потенциал, особенно в образовательной деятельности[5], а также в области маркетинга и во всякого рода рекламной деятельности.

Основными свойствами блога как одного из самых распространенных компьютерных сетевых информационных жанров признаны:

а) публичность – в блог помещается информация, которую автор хочет опубликовать, т.е. привлечь к ней внимание публики;

б) интерактивность и открытость для комментирования любым читателем данного блога, возможность получать обратную связь от комментаторов и читателей;

в) фиксированное авторство – возможность целенаправленно формировать свой образ автора или создавать свой бренд специалиста в какой- либо сфере;

г) информационная полифония – возможность объединять ОГЛАВЛЕНИЕ нескольких авторских блогов на одной странице, сравнивать разные авторские позиции и разные взгляды по обсуждаемым в блоге вопросам.

Одной из самых известных в мире платформ для ведения блогов является платформа Livejournal (livejournal.com), в России – "Живой- Журнал", или ЖЖ. Крупнейшим мировым веб-порталом, специализирующимся на предоставлении бесплатного хостинга для ведения образовательных блогов, является платформа Edublogs; одна из наиболее популярных платформ для бесплатного хостинга блогов предоставляется также Googlе-сервисом Blogger (blogger.com). Необходимо заметить, что технологии блоггинга нашли в России самое широкое применение не только в политике или коммерческой сфере, но и образовании (прежде всего, в школьном), при ведении проектной деятельности; они также стали основой для формирования многочисленных профессиональных педагогических сообществ – сообщества школьных преподавателей-методистов, сообщества учителей-предметников, вузовских преподавателей и т.д.

Твит является одним из подвидов блоггинга, в котором изначально ограничена длина публикуемых сообщений – не более 140 символов.

Подкастинг (англ. podcasting, от iPod и broadcasting – повсеместное вещание, широковещание) – процесс создания и распространения звуковых или видеофайлов (подкастов) в стиле радио- и телепередач в Интернете (вещание в Интернете). Подкастом называется либо отдельный аудиофайл, либо регулярно обновляемая серия таких файлов, публикуемых на одном ресурсе Интернета, с возможностью подписки и комментирования опубликованной информации.

Процесс создания и публикации в Интернете подкастов часто рассматривается как один из подвидов аудноблоггинга. Подкасты широко используются в бизнес-образовании для обучения и переподготовки сотрудников коммерческих организаций, в предметно ориентированной подготовке специалистов (например, преподавателей иностранных языков и переводчиков), а также для решения задач информационной поддержки в сфере оперативного реагирования. Наряду с аудиоподкастами, в последнее время становятся все более популярными некоторые виды видеоподкастов (например, интернет-сервис VoiceThread – общение в облаке, voicethread.com).