Воспитательный потенциал социума

Воспитательный потенциал социума – это ресурсы и возможности воспитательного воздействия на личность, заключенные в различных элементах социума (социальная деятельность, социальные отношения, социальные институты), проявляющиеся в их воспитательных ценностях и реализуемые с помощью методов, форм и средств воспитания, значимых для разрешения проблем социализации личности.

Воспитательный потенциал социума – это социально-педагогическое явление, отражающее совокупность воспитательных возможностей социальной среды, образовавшихся в результате взаимодействия субъектов и объектов в условиях социальной деятельности, социальных отношений, социальных институтов, способных оказывать воспитывающую помощь лицам, нуждающимся в ней.

Воспитательный потенциал социума – это продукт духовно-интеллектуального свойства, отражающий на индивидуальном уровне социальные потребности и социальные способности к социальному воспитанию, а на групповом уровне возможности и ресурсы социальной деятельности и социальных отношений к воспитательному воздействию на отдельных индивидов.

Носителями воспитательного потенциала являются отдельные индивиды или группы людей, объединенных совместной деятельностью и результатами социально-значимого труда, как правило, находящимися на одной территории, в так называемом едином воспитательном пространстве.

Воспитательный потенциал социума имеет свою структуру, основными элементами которой являются форма существования, ОГЛАВЛЕНИЕ воспитательного потенциала, форма его материализации, собственность социума и собственность индивида (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Структура воспитательного потенциала социума

Процессу становления и развития воспитательного потенциала социума предшествовали социально-педагогические предпосылки, заключающиеся в подготовке необходимых условий взаимодействия людей в социальной среде, и появление в результате этого взаимодействия коллективной способности позитивно влиять на мысли, сознание, поведение и действия индивидов, оказавшихся в сфере воспитательного воздействия этой среды.

Социально-педагогическими предпосылками становления воспитательного потенциала социума, заслуживающими внимания, могут быть:

а) по мере развития общества неизмеримо бо́льшее накопление опыта социального взаимодействия, нежели его реализация в интересах развития личности;

б) широкое применение социально-педагогического подхода в интеграции потенциала социума и собственного потенциала личности различной этимологии;

в) существенный рост общественного сознания в направлении потенциала социума вообще и реализации его воспитательной составляющей в социализации подрастающего поколения в частности.

Воспитательный потенциал социума – это категория педагогической науки, но если посмотреть на нее диалектически, то мы увидим ее оттенки в различных других науках.

Например, с точки зрения педагогики, воспитательный потенциал социума – это активная форма существования объединенных индивидов.

Для психологии воспитательный потенциал социума имеет свой цвет, свои запахи, свои образы, свои ассоциации в сознании человека.

Социология может в воспитательном потенциале социума обозначить его границы, уровни, объемы.

Экономика обязательно отметит экономический эффект от его реализации в разрешении проблем личности и т.д.

Педагогика в воспитательном потенциале социума видит значимое средство с мощными воспитательными возможностями для развития человека, его самореализации в обществе.

Воспитательный потенциал социума – это педагогическая составляющая каждого отдельного индивида, представляющего социум, заключенная в наборе его личностных характеристик позитивно-социального свойства, способных оказывать воспитывающее воздействие на других людей.

Важным показателем является степень взаимодействия с воспитательным потенциалом социума в целом.

Воспитательный потенциал социума имеет и свое предназначение: быть реализованным в процессе социализации каждого нового поколения и разрешении его проблем на различных возрастных этапах. Он может быть полезен для разрешения проблем современного образовательного учреждения путем реализации и развития воспитательного потенциала социума.