Внутренняя среда как фактор развития предприятия

Для осуществления своей деятельности предприятие должно располагать определенным набором экономических ресурсов (или факторов производства). Внутренняя среда предприятия — это люди, имущество и информация. Результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является готовая продукция.

Основу предприятия составляют люди, оказывающие непосредственное влияние на его деятельность. Они характеризуются профессиональным составом, квалификацией, интересами. От их усилий и умения зависят результаты работы предприятия. Люди, накапливая опыт и знания, изменяются сами. Это создает новые возможности для развития средств труда, совершенствования технологии производственного процесса, повышения производительности труда.

Все, что предприятие имеет и использует в хозяйственной деятельности, называется имуществом предприятия. Имущество предприятия — это совокупность материальных, финансовых и нематериальных активов, принадлежащих предприятию и предназначенных для осуществления его деятельности. Качественный состав средств производства и технологий — важнейшие показатели уровня развития производства, под воздействием научно-технического прогресса они непрерывно совершенствуются, определяют требования к уровню компетентности самих работников.

Информацию в работе предприятия можно разделить на коммерческую, техническую, оперативную:

а) коммерческая информация отвечает на вопросы: какую продукцию и в каком количестве необходимо изготовить; по какой цене и кому ее реализовать; какие расходы потребуются для ее производства;

б) техническая информация дает характеристику продукции, описывает технологию ее изготовления, необходимые сырье и материалу)! для се производства, при помощи каких машин, оборудования, инструментов и приемов, в какой последовательности должна вестись работа;

в) на основе оперативной информации выдаются задания персоналу, осуществляется его расстановка по рабочим местам, контроль, учет и регулирование хода производственного процесса, корректировка управленческих и коммерческих операций.

При помощи информации все компоненты действующего предприятия связываются в единый синхронно функционирующий комплекс, нацеленный на производство заданного вида продукции соответствующего количества и качества.

Факторы внутренней среды оказывают прямое воздействие на результаты деятельности предприятия и друг на друга. Например, изменение технологии может потребовать обучения кадров, изменения оплаты труда, используемых материальных ресурсов и системы управления. Факторы внутренней среды определяют производственный потенциал предприятия (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Состав производственного потенциала предприятия

Внешняя среда предприятия

К одной из самых значимых характеристик организации относится ее взаимосвязь с внешней средой. Внешняя среда организации может быть определена как множество сил и субъектов (назовем их факторами воздействия внешней среды), оказывающих непосредственное или опосредованное влияние па функционирование организации и действующих за ее пределами. Организации полностью зависимы от факторов внешней среды, которые определяют эффективность и целесообразность их работы. Чтобы выжить, предприятие вынуждено приспосабливаться к этой среде.

Факторы внешней среды прямого воздействия на результаты хозяйственной деятельности: 1) население, живущее в окрестностях предприятия; 2) поставщики компонентов производства; 3) потребители продукции; 4) конкуренты; 5) государство; 6) контактные аудитории.

1. Население — главный фактор внешней среды, в интересах и при участии которого создается предприятие. Это главный потребитель продукции и поставщик рабочей силы. Поставка персонала — это работа по планированию и подбору персонала через центры занятости, агентства по подбору, подготовке и переподготовке кадров, которая проводится с целью формирования производственного коллектива высокопрофессиональных работников.

2. Поставщиков можно классифицировать как:

а) поставщиков материальных ресурсов — для их подбора требуется анализ цен, условий поставки, их возможностей;

б) поставщики технологий и техники. Техника развивается, совершенствуется. Предприятие использует технические и технологические изменения для получения преимуществ среди конкурентов. Технологические нововведения влияют на эффективность производства и скорость продажи продуктов, на изменение численности и качественный состав рабочей силы. От реагирования предприятия на новые разработки зависит эффективность производства;

в) поставщики финансовых ресурсов — это банки, инвестиционные компании, государственные и пенсионные фонды, лизинговые компании, фонды поддержки малого и среднего бизнеса и др.

3. Потребители формируют рынок сбыта. Выживание фирмы зависит от ее способности находить потребителей своей продукции и удовлетворять покупательские запросы. Потребители рассматриваются с точки зрения ценообразования, возможности предоплаты, использования системы скидок и т.д.

4. Конкуренты определяют условия функционирования и величину прибыли, отвлекаемую на создание оптимальных условий для работы. Во многих случаях не потребители, а конкуренты определяют, какого рода продукцию можно продать и какую цену за нее запросить. Потребители — не единственный объект соперничества фирм. Фирмы также ведут конкурентную борьбу за материальные, финансовые и трудовые ресурсы, право использовать технические нововведения. От реакции на конкуренцию во многом зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными.

5. Государство регулирует экономическую деятельность через нормативные правовые акты посредством установления налоговых льгот, субсидий, налоговых ставок, ставки рефинансирования, государственных закупок, дотаций и других инструментов. Органы государственного регулирования уполномочены устанавливать порядок ведения финансовой отчетности, выдавать лицензии, устанавливать таможенные пошлины, режим труда и т.д.

6. Контактные аудитории — это внешние силы, непосредственно воздействующие на принятие решений предприятия и преследующие различные интересы, связанные с его деятельностью. К ним относятся государственные учреждения надзора предпринимательской деятельности; средства массовой информации (газеты, журналы, радиостанции, телецентры, рекламные агентства); общественные организации (профсоюзы), общины, религиозные организации. Крупные фирмы создают специальные подразделения по связям с общественностью.

Факторы внешней среды косвенного воздействия не поддаются формализованному описанию. Информация по ним часто не имеет количественного и однозначного толкования.

К факторам внешней среды косвенного воздействия относят: политические, экономические, социально-культурные, демографические, международные.

Политическая ситуация в стране влияет на экономическую обстановку в целом, так как способы управления экономикой есть результат реализации политических целей и задач находящегося у власти правительства. Фактор политической стабильности играет существенную роль для деятельности отечественных и зарубежных фирм.

К основным экономическим факторам относятся:

— инфляция (сокращает покупательную способность потребителей и спрос на продукцию);

— новые налоги и налоговые ставки (изменяют распределение доходов, приводят к переменам в покупательной способности фирм и населения);

- уровень процентных ставок на капитал (делает выгодными или невыгодными инвестиции в новые предпринимательские структуры);

- уровень занятости (определяет наличие свободных рабочих мест, что влияет па уровень заработной платы персонала).

Факторы социально-культурной среды (стиль жизни, привычки, нравственные и этические нормы, религиозные основы общества) влияют на поведение покупателей и определяют специфические установки для хозяйственной деятельности. Жизненные ценности и традиции влияют на успешность деятельности, на спрос на отдельные товары.

Среди демографических факторов наиболее важными признаются две группы:

— изменение численности населения (снижение рождаемости, повышение уровня смертности, прирост населения);

- изменения в возрастном и половозрастном структурном составе населения.

Эти факторы влияют на рынок товаров и услуг.

Международные события большого значения (крупные политические события, войны, катастрофы) влияют на деятельность фирм в различных странах.

Предприятие создается для работы в определенных условиях внешней среды. Если эти условия становятся критическими для его технико-организационной системы, то оно перестает функционировать.