Условия и ограничения, определяющие организацию процесса разработки управленческого решения

Характерная черта любой ситуации, связанной с принятием решений, - наличие большого числа вариантов действий, из которых требуется выбрать наилучший.

Одна из проблем разработки управленческого решения представляет собой то, что цели (целям) необходимо придать количественные и качественные характеристики. Причем количественные характеристики более предпочтительны, так как позволяют формализовать задачи выбора. Иная проблема - ограниченность ресурсов, необходимость их распределения, а также выбор способов использования.

Одна и та же цель может быть достигнута разными способами. Наилучший вариант действий, обеспечивающий максимальную эффективность, принято называть оптимальным (по заданному критерию или их группе), а процесс поиска этого решения - оптимизацией.

Варианты действий, по эффективности близкие к оптимальным, называют приемлемыми.

Задача разработки управленческого решения заключается в том, чтобы из множества целей (методов), которые могут быть достигнуты при имеющихся ресурсах, выбрать наиболее предпочтительное их сочетание и одновременно найти наилучшие способы достижения этих целей'.

Проблему нахождения наилучшего решения целесообразно разделить на два этапа. На первом из множества вариантов следует отобрать подмножество рациональных вариантов, а на втором этапе - из подмножества рациональных вариантов единственный, наилучший вариант, т.е. оптимальный.

Как правило, решение затрагивает интересы нескольких подразделений предприятия и в подобных ситуациях возможны конфликты целей и интересов как на этапе подготовки, так и на этапе реализации управленческого решения.

Децентрализация управления предполагает передачу прав принятия решений низовым звеньям менеджмента, наделение их полной хозяйственной самостоятельностью и установление ответственности за получение прибыли (рис. 4.2). Однако когда решения принимает один низовой

Рис. 4.2. Пересечение зон ответственности подразделений структурных подразделений в организации

руководитель (например, 1-го хозяйствующего отделения), то вольно или невольно он своим решением может затрагивать интересы зон ответственности своих коллег - других низовых руководителей (2-го и 3-го хозяйствующих отделений). В результате решение в рамках одной зоны компетенции может прийти в противоречие с другими зонами компетенции. В результате принятое частное решение может негативно сказаться на деятельности всей организации.

Таким образом, на этапе подготовки управленческих решений возможны рассогласования целей подразделений (каждое подразделение будет стремиться решить собственную проблему). Эта проблема решается групповой работой, определением главной цели предприятия и соответственно подчинением подцелей подразделения главной цели.

Таким образом, на этапе реализации управленческих решений могут возникнуть конфликты в распределении полномочий, обязанностей, ресурсов и ответственности. Поэтому важно учесть и по возможности детализировать, кто, как, какими средствами, в какие сроки и что должен выполнять.

Окончательное решение может быть принято индивидуально или группой на основе личных или соответственно групповых предпочтений. Оба варианта принятия решений имеют свои особенности.

К особенностям принятия индивидуальных решений относятся следующие:

o ответственность за результаты выполнения решения лежит на одном исполнителе;

o большое влияние личных предпочтений на окончательный выбор;

o ограниченность суждений одного человека;

o простота выбора (нет необходимости согласования предпочтений);

o малые затраты времени на принятие решения;

o высокая вероятность принятия неудовлетворительного решения;

o невысокая вероятность принятия рискованного решения;

o высокая зависимость принятия удовлетворительного решения от компетентности ЛПР;

o влияние на выбор различных феноменов восприятия и особенностей человеческой системы переработки информации.

Особенности принятия групповых решений это:

o распределенная ответственность;

o высокая вероятность принятия рискованного решения;

o низкая степень влияния личных предпочтений каждого на общий результат выбора;

o необходимость организации подчинения целей субъектов целям предприятия;

o широта суждений, сложность выбора;

o большие затраты времени на принятие решения;

o низкая вероятность принятия неудовлетворительного решения;

o зависимость принятия удовлетворительного решения от компетентности субъектов невысока.

Организация процесса разработки и реализации управленческого решения содержит четыре аспекта:

o системный аспект процесса разработки управленческих решений;

o парадигмы разработки управленческих решений;

o методологические аспекты процесса разработки управленческого решения;

o аспекты, связанные с этапами процесса принятия решений.