Упрощенная система налогообложения
В строительстве абсолютное число организаций (примерно 95%) являются малыми, т.е. со среднесписочной численностью до 100 человек. В целях оптимизации налогообложения важное значение имеет применение ими упрощенной системы.
Применять упрощенную систему налогообложения могут как организации, так и предприниматели без образования юридического лица. Переход на нее производится в добровольном порядке. Однако сфера применения системы ограничена рядом критериев.
1. Ограничение по величине дохода. Строительные организации имеют право перейти на применение упрощенной системы налогообложения, если в течение девяти месяцев текущего года у них выручка от реализации СМР не превысила 11 млн руб. (п. 2 ст. 346.12 HK РФ). Вместе с тем, начиная с квартала, в котором доходы налогоплательщика с начала года превысят 15 млн руб., строительная организация теряет право на применение упрощенной системы налогообложения и переводится на общий режим налогообложения.
2. Ограничение по структуре организации. Не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, имеющие филиалы и (или) представительства. Однако данное требование не запрещает применение системы налогоплательщиками, имеющими дочерние или зависимые общества.
3. Ограничение по составу учредителей. Упрощенную систему налогообложения не могут применять организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%.
4. Ограничение по списочной численности. На упрощенную систему налогообложения не могут переходить организации и индивидуальные предприниматели, списочная численность которых за налоговый период превышает 100 человек.
5. Ограничение по стоимости имущества, находящегося в собственности. Если в собственности строительной организации находится имущество, стоимость которого превышает 100 млн руб., данная организация не имеет права применять упрощенную систему налогообложения (пп. 16 п. 3 ст. 346.13 НК РФ). Если стоимость имущества организации превысит 100 млн руб., она считается переведенной на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено превышение (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
Строительные организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают единый налог. При этом организации освобождаются от уплаты:
-налога на прибыль;
-налога на добавленную стоимость;
-налога с продаж;
-налога на имущество организаций;
-единого социального налога.
Применение упрощенной системы налогообложения не освобождает от уплаты всех остальных налогов и сборов, в том числе:
-страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (в размере 14% от ФОТ); государственных пошлин; -таможенных пошлин и сборов; -транспортного налога;
-платы за пользование водными объектами; -федеральных, региональных и местных лицензионных сборов;
-земельного налога; -налога на рекламу.
Строительные предприятия самостоятельно могут выбрать один из двух объектов налогообложения (ст. 346.14 НК РФ): -доходы;
-доходы, уменьшенные на величину расходов.
Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы. С 1 января 2005 г. все строительные организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, в качестве объекта налогообложения смогут использовать только доходы, уменьшенные на величину расходов (ст. 6 ФЗ от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ).
В случае если объектом налогообложения признаются доходы, тогда налоговая ставка устанавливается в размере 6% . При этом сумма налога, причитающаяся к уплате, уменьшается на величину страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, но не более чем на 50%.
Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, тогда налоговая ставка устанавливается в размере 15%.
Все доходы строительных организаций подразделяются на доходы от реализации и внереализационные доходы. Под доходами от реализации понимается выручка от реализации СМР, услуг и имущественных прав. Все остальные доходы являются внереализационными. В частности, к внереализационным относятся доходы:
• от сдачи в аренду строительной техники, помещений;
• от долевого участия в других организациях;
• в виде положительных курсовых разниц;
• в виде полученных штрафов, пеней и иных штрафов за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;
• в виде процентов, полученных по договорам займа, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам;
• в виде безвозмездно полученного имущества;
• в виде стоимости строительных материалов и иного имущества, полученных при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств;
• другие доходы.
Доходы, полученные в материальной форме, учитываются по рыночным ценам. Порядок определения рыночных цен регулируется ст. 40 НК РФ.
В состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу, если в качестве последней налогоплательщиком выбраны доходы, уменьшенные на сумму расходов, включаются:
• расходы на приобретение основных средств;
• расходы на приобретение нематериальных активов;
• расходы на ремонт основных средств, находящихся в собственности или полученных в аренду или лизинг;
• арендные и лизинговые платежи;
• материальные расходы;
• расходы на оплату труда;
• расходы на обязательное страхование работников и имущества;
• суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным материалам, конструкциям, изделиям, деталям, работам, услугам (товарам);
• проценты за кредиты и займы, а также расходы по оплате услуг, оказываемых кредитными организациями;
• расходы на обеспечение пожарной безопасности;
• расходы по охране имущества;
• расходы на ОГЛАВЛЕНИЕ служебного транспорта, а также личного транспорта в пределах норм, установленных Правительством РФ;
• расходы на командировки;
• расходы на совершение нотариальных действий в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке;
• расходы на аудиторские услуги и публикацию бухгалтерской отчетности;
• расходы на канцтовары;
• расходы на почтовые услуги и услуги связи;
• расходы на приобретение программ для ЭВМ и их поддержку;
• расходы на рекламу;
• расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов.
Порядок списания расходов на приобретение основных средств зависит от того, были ли данные средства приобретены до перехода на упрощенную систему налогообложения или же после него.
В случае если основные средства были приобретены после перехода на упрощенную систему, все расходы на их приобретение списываются в момент ввода в эксплуатацию (пп. 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ).
Если же основные средства были приобретены до перехода на упрощенную систему, тогда порядок их списания будет зависеть от срока полезного использования данных объектов. Объекты основных средств, срок полезного использования которых не превышает трех лет, списываются на расходы в течение первого года применения упрощенной системы. Если срок полезного использования объектов составляет от трех до 15 лет включительно, то списание их стоимости происходит в течение трех лет в сумме 50%, 30% и 20% стоимости соответственно. Наконец, если срок полезного использования превышает 15 лет, тогда стоимость объекта относится на расходы в течение 10 лет равными долями (пп.2 п. 3 ст. 346.16 НК РФ). В течение года списание расходов на приобретение основных средств производится поквартально равными долями, т.е. в размере ¼ суммы, подлежащей списанию в текущем году, в последний день квартала.
Сроки полезного использования объектов определяются на основании Классификации основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Если основное средство не указано в настоящей Классификации, тогда срок его полезного использования определяется в соответствии с техническими условиями и рекомендациями организации-изготовителя. Для обоснования принятого в этом случае срока можно использовать паспорт объекта, если в нем указан плановый срок использования, либо письмо от изготовителя объекта с печатью и подписью уполномоченного лица (руководителя, главного конструктора и т.п.).
В случае продажи основного средства налоговая база за весь период его использования должна быть пересчитана с учетом положений гл. 25 НК РФ, если:
- прошло менее трех лет с момента приобретения объекта со сроком полезного использования не более 15 лет;
- прошло менее 10 лет с момента приобретения объекта со сроком полезного использования свыше 15 лет.
При этом налогоплательщик должен будет уплатить не только недостающую сумму налога, но и сумму пени. Порядок начисления пени регулируется ст. 75 НК РФ. В соответствии с п. 4 данной статьи пени определяются в процентном отношении от суммы недоплаченного налога (сбора). При этом процентная ставка пени рассчитывается как 1-3 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Рекомендуется строительным организациям в учетной политике предусмотреть сроки полезного использования основных средств и методы амортизации, максимизирующие суммы амортизационных отчислений, т.е. необходимо закрепить минимальный срок полезного использования объектов и нелинейный метод амортизации.
Гл. 25 НК РФ предлагает на выбор два метода начисления амортизации: линейный и нелинейный. Согласно линейному методу сумма амортизационных отчислений определяется ежемесячно делением первоначальной стоимости на срок полезного использования, т.е. месячная сумма амортизации по объекту основных средств со сроком полезного использования четыре года (48 месяцев) будет равна г-4 первоначальной стоимости. Данный метод используется в обязательном порядке для основных средств 8-10 амортизационных групп, срок полезного использования которых превышает 20 лет.
Для основных средств со сроком полезного использования менее 20 лет налогоплательщиком может применяться нелинейный способ амортизационных отчислений. Метод предполагает расчет месячной ставки как произведения остаточной стоимости объекта на двойную норму амортизации. Норма амортизации определяется как отношение 100% к количеству месяцев срока полезного использования. В то же время следует знать, что, начиная с месяца, в котором остаточная стоимость объекта составит 20% первоначальной или менее, налогоплательщик меняет способ начисления амортизации. Сумма амортизационных отчислений определяется как отношение остаточной стоимости к оставшемуся сроку полезного использования объекта.
Начисление амортизации по объектам основных средств начинается с месяца, следующего за месяцем ввода их в эксплуатацию, и прекращается с месяца, следующего за месяцем их выбытия.
Материальные расходы принимаются к уменьшению налогооблагаемой базы только после их фактического отпуска и использования в производственном процессе.
Строительному предприятию или индивидуальному предпринимателю, применяющему упрощенную систему, следует утвердить в учетной политике для целей налогообложения порядок определения стоимости товарно-материальных ценностей, отпускаемых в производство. Предлагается один из четырех вариантов оценки.
• Метод оценки по стоимости единицы запасов. В этом случае налогоплательщику необходимо определять стоимости каждой единицы запасов и отслеживать ее использование в производственном процессе.
• Метод оценки по средней стоимости. При этом методе на первом этапе определяется средняя стоимость товарно-материальных ценностей. Для этого остаток в рублях на начало квартала складывается с приходом за квартал, и общая стоимость делится на сумму остатка и прихода в натуральных показателях. Стоимость отпущенных в строительное производство товарно-материальных ценностей определяется произведением полученной средней стоимости на натуральный показатель отпуска в производство.
• Метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО). Метод основан на предположении о том, что наиболее ранние из поступивших партий запасов отпускаются в строительное производство самыми первыми. Применение метода возможно только в случае партионного учета товарно-материальных ценностей. Стоимость каждой отдельной единицы в партии одинакова. Сумма материальных расходов определяется исходя из стоимости списанных в производство партий и частей партий.
• Метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО). Метод основан на предположении о том, что, так как стоимость товарно-материальных ценностей в течение времени меняется, то цена последних по времени закупок будет наиболее точно отражать стоимость отпущенных в строительное производство материальных ресурсов. Порядок определения аналогичен методу ФИФО с точностью до наоборот.
Суммы налога на добавленную стоимость в соответствии с гл. 26.2 относятся к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу. Для того чтобы получить право отнести данные затраты к расходам, необходимо наличие входящих счетов-фактур, оформленных в соответствии с требованиями налогового законодательства (чтобы соблюсти требование документального оформления расходов).
Счет-фактура, полученная от поставщика (продавца), должна содержать следующие обязательные реквизиты:
- порядковый номер;
- дату выписки;
- наименование, адрес и ИНН поставщика - строительной организации;
- наименование, адрес грузоотправителя и грузополучателя;
- номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок материалов, выполнения работ, оказания услуг (данное требование актуально только для плательщиков НДС и не касается организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения);
- наименование отгруженных материалов (выполненных работ, оказанных услуг), единица измерения (если ее вообще возможно указать);
- количество (объем) отгруженных материалов (выполненных работ, оказанных услуг);
- цену (тариф) отгруженных материалов (выполненных работ, оказанных услуг) без учета налога;
- стоимость всего количества (объема) отгруженных материалов (выполненных работ, оказанных услуг) без налога;
- сумму акциза по подакцизным товарам;
- налоговую ставку НДС;
- сумму НДС;
- стоимость всего количества (объема) отгруженных материалов, конструкций, изделий (выполненных работ, оказанных услуг) с учетом налога;
- страну происхождения товара;
- номер грузовой таможенной декларации.
Форма счета-фактуры утверждена Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914. Исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления.
Суммы НДС относятся на расходы и не включаются в первоначальную стоимость имущества, работ или услуг (основных средств, нематериальных активов, материальных расходов и др.). Суммы НДС относятся в уменьшение налогооблагаемой базы единого налога по мере их оплаты.
Налоговым периодом по единому налогу является календарный год.
Отчетными периодами признаются 1-й квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налоговые декларации предоставляются в налоговые органы по месту регистрации строительной организации (индивидуального предпринимателя) по истечении каждого налогового и отчетного периода. Налоговые декларации по итогам 1-го квартала, полугодия, девяти месяцев предоставляются налогоплательщиками в срок до 25 апреля, 25 июля и 25 октября соответственно.
Годовые налоговые декларации предоставляются строительными организациями не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Годовые налоговые декларации индивидуальных предпринимателей принимаются в срок не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
По окончании каждого отчетного периода налогоплательщик уплачивает авансовые платежи по единому налогу. В конце налогового периода налогоплательщик самостоятельно определяет и уплачивает сумму единого налога за год. Сумма налога, подлежащая уплате, уменьшается на величину уплаченных по итогам предыдущих отчетных периодов авансовых платежей.
Величина налога (авансовых платежей), подлежащая уплате за налоговый (отчетный) период, определяется как произведение налоговой базы на процентную ставку налога. Если налогоплательщиком в качестве объекта налогообложения выбраны доходы, то налоговая база определяется как совокупность всех доходов организации (индивидуального предпринимателя) за налоговый период, выраженная в рублях. В противном случае налоговая база определяется как денежное выражение доходов, уменьшенных на сумму расходов.
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму исчисленного единого налога, подлежащего перечислению, на величину начисленных и уплаченных страховых взносов на пенсионное обеспечение. Однако сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет, не может быть уменьшена более чем на 50%. В то же время строительные предприятия, использующие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на сумму расходов, уплачивают в самом благоприятном для них случае минимальную сумму налога в размере 1% дохода.