Лекция IV. Управление проектами
Для эффективного ведения и развития бизнеса в сфере производства и услуг необходимо использовать методы делового планирования и инвестиционного анализа.
Инвестиционным проектом в общем смысле называется план вложения капитала с целью последующего получения прибыли. При этом увеличение капитала должно быть достаточным для компенсации инвесторам отказа от применения имеющихся средств в настоящее время. Кроме того, увеличение капитала должно перекрывать инфляционные потери.
Планирование всегда связано с будущим, а модель является представлением ожидаемой реальности. Для разработки стратегического плана и анализа эффективности проекта применяют сценарный подход, который подразумевает проведение альтернативных расчетов с данными, соответствующими различным вариантам развития проекта. Сценарный подход можно считать наиболее эффективным в условиях неопределенности многих значимых факторов (инфляция, прогноз объема продаж, задержки платежей и т.п.).
Один из наиболее важных факторов, который необходимо учитывать в процессе расчетов, – инфляция. Следствием необходимости учета инфляции и влияния факторов времени выступает использование в модели шага расчета, не превышающего один месяц. Выбор столь малого шага расчета связан с тем, что все расчеты проводятся в реальных ценах. Больший расчетный период (квартал, год) приведет к существенным погрешностям при вычислении потока наличности. Особенно ярко это проявляется при анализе проектов, имеющих сезонный характер, когда доходы и затраты рассредоточены во времени на несколько месяцев. Кроме того, при шаге расчета более одного месяца невозможно корректно учесть влияние фактора времени, измеряемого в днях (задержки платежей, технологический цикл, условия продаж и привлечение капитала).
Поскольку инвестирование – длительный процесс, приходится сравнивать стоимость денег в начале их инвестирования с их стоимостью при возврате в виде будущей прибыли, амортизационных отчислений и др. Стоимость денег с течением времени меняется в зависимости от нормы прибыли на денежном рынке, в качестве которой обычно выступает норма ссудного процента.
Будущая стоимость денег – сумма инвестированных в настоящий момент средств, в которую они превратятся через определенный период времени с учетом некоторой ставки процента. Определение будущей стоимости денег связано с процессом присоединения к первоначальному значению стоимости процентных платежей.
Настоящая стоимость денег представляет собой сумму будущих денежных поступлений, приведенных с учетом ставки процента (дисконтной ставки) к настоящему периоду. Определение настоящей стоимости связано с процессом дисконтирования этой стоимости. В этом случае сумма процента (дисконта) вычитается из конечной суммы (будущей стоимости) денежных средств.
При финансово-экономических расчетах, связанных с инвестированием средств, процессы наращения и дисконтирования стоимости могут осуществляться по формуле как простых, так и сложных процентов.
Путь инвестиционного проекта от первоначальной идеи до эксплуатации предприятия может быть представлен тремя фазами: предынвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной.
Каждая фаза в свою очередь состоит из определенных этапов различных видов деятельности (рис. 15.1).
На этапе предынвестиционной фазы проводятся все необходимые исследования и научно-технические разработки, предшествующие составлению бизнес-плана. В частности, финансовый анализ предприятия (например, с помощью программы Audit Expert) и маркетинговые исследования (например, с помощью программы Marketing Expert).
Бизнес-план является главным документом для кредиторов и основным документом для предприятия. От правильности его составления зависят получение финансирования
Рис. 15.1. Этапы инвестиционного проектирования
и жизнеспособность проекта. Для разработки бизнес-плана используются методики, выбор которых достаточно широк. Среди них наибольшую известность получило Руководство по оценке эффективности инвестиций, подготовленное Организацией Объединенных Наций но промышленному развитию (ЮНИДО), и его компьютерный вариант – инструментальное программное средство КОМФАР.
Инвестиционным риском называется возможность финансовых потерь (снижение прибыли, доходов, потеря капитала) при неопределенных условиях инвестиционной деятельности. Наиболее существенные из них:
• риск, связанный с нестабильностью экономического законодательства и экономической ситуации, условиями инвестирования и использования прибыли;
• внешнеэкономический риск, связанный с возможностью ограничений на торговлю и поставки, закрытия границ и т.д.;
• риск из-за неполноты или неточности информации о динамике технико-экономических показателей, параметров новой техники и технологий;
• риск из-за рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и т.д.;
• риск из-за климатических условий, возможности стихийных бедствий;
• производственно-технологический риск, связанный с авариями, отказом оборудования, производственным браком и т.д.;
• риск из-за неполноты или неточности информации о финансовом положении и деловой репутации предприятий- участников, связанный с возможностью неплатежей, банкротств, срывов договорных обязательств;
• риск из-за неопределенности целей, интересов и поведения участников.
Анализом рисков занимаются следующие участники проекта:
1) заказчик (наиболее заинтересованный участник проекта, использующий результаты анализа для планирования элементов проекта);
2) подрядчик (стремится ограничить число факторов риска, за которые он должен нести ответственность, и снизить плату за риск);
3) банк (использует результаты анализа для определения условий кредитования проекта);
4) страховые компании (используют результаты анализа для обоснования условий имущественного или иного вида страхования участников проекта).
Анализ может быть качественным (определяет факторы, области и виды риска) и количественным (размеры отдельных рисков, риски проекта в целом). При анализе рисков используются следующие методы: анализ чувствительности, метод экспертных оценок, метод аналогий, дерево решений, статистические методы.