Лекция 16. УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО

В результате изучения главы 16 студент должен:

знать

o основные законодательные и нормативные документы в области учета затрат на производство продукции (работ, услуг);

o порядок оценки и отражения в учете незавершенного производства и инвентаризации незавершенного производства;

уметь

o составлять корреспонденцию счетов по операциям, связанным с учетом расходов по элементам и статьям калькулирования, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов и платежей;

владеть

o навыками отражения информации в первичных учетных документах, регистрах бухгалтерского учета и отчетности.

Целями и задачами учета затрат на производство являются:

o своевременное, полное и достоверное отражение фактических затрат, связанных с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг);

o выявление непроизводительных расходов и потерь, допускаемых на отдельных участках производства;

o контроль за рациональным использованием сырья, материалов, топлива, заработной платы и других затрат, т.е. соблюдение норм расходования ресурсов и смет расходов по управлению и обслуживанию производства;

o проверка выполнения планов по себестоимости и выявление резервов для дальнейшего сокращения затрат;

o выявление результатов производственной деятельности как в целом организации, так и в ее подразделениях.

Принципы организации учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций установлены ПБУ 10/99.

Расходы представляют собой уменьшение экономических выгод организации за отчетный период в виде уменьшения активов или увеличения обязательств, приводящее к уменьшению капитала.

Затраты представляют собой ресурсы организации, которые отражаются как активы (в активе бухгалтерского баланса) и в будущем должны принести доход.

Убытки представляют собой затраты, которые нив текущем, ни в последующем периоде не приведут к образованию доходов.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку использованных в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, энергии, средств и предметов труда, услуг других организаций и оплату труда работников, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.

К расходам по обычным видам деятельности относятся расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также расходы, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

К прочим расходам относятся: расходы по сдаче имущества в аренду (если такие операции не являются предметом обычной деятельности организации); по участию в уставных капиталах других организаций; связанные с выбытием имущества; проценты за пользование денежными средствами; по оплате услуг кредитных организаций и т.д.

Расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

- расходы производятся по конкретному договору в соответствии с требованиями законодательных и нормативных актов;

- сумма расходов может быть определена;

- в результате конкретной операции сумма экономических выгод будет уменьшена.

Расходы по обычным видам деятельности, т.е. себестоимость продукции (работ, услуг), формируются из двух составляющих:

- расходов, связанных с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;

- расходов, возникающих непосредственно в процессе переработки материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в рабочем состоянии, коммерческие, управленческие расходы и др.). Это так называемые конверсионные затраты.

К управленческим (административным) расходам относятся затраты на управление организацией в целом. Они напрямую не связаны с производством и не зависят от его объемов и являются расходами отчетного периода. К управленческим расходам относятся заработная плата администрации, ОГЛАВЛЕНИЕ административных помещений и т.д.

К коммерческим расходам (расходам на продажу)

относятся расходы, связанные с продвижением товаров на рынок, доведением их до покупателя, исследованием рынка. Это транспортные расходы и расходы на упаковку, рекламу, проведение маркетинговых исследований и т.п.