Ценообразование
Политика цен организации-конкурента (подчеркнуть важное):
– цены высокие и устанавливаются без их достаточного обоснования;
– цены низкие и устанавливаются для борьбы с конкурентами;
– цены определяются сезонным спросом;
– иные варианты (какие, напишите).
Организация как деловой партнер
• Легко или трудно решаются проблемы клиентов?
• С кем из клиентов у организации-конкурента самые лучшие отношения и почему?
• Потеря каких клиентов для организации-конкурента будет наиболее болезненной?
• Как организация-конкурент поощряет поставщиков?
• Кто самые важные поставщики организации-конкурента?
• Деловой имидж организации-конкурента (подчеркнуть нужное):
– исключительно честные;
– далеко не безупречные.
Следует также оценить возможные источники получения информации о конкурентах
• Имеются ли у вас недавно принятые сотрудники из этой организации-конкурента, которых следует конфиденциально расспросить?
• Кто из ваших клиентов пользовался ранее услугами этой организации-конкурента и кто из них может являться источником надежной информации?
• Кто из тех деловых людей, которых вы знаете, может предоставить объективную информацию о данной организации- конкуренте?
• Глубокий анализ финансовых отчетов организации-конкурента за несколько лет.
• Информация о конкурентах из СМИ, Интернета и других источников.
На основе изучения профиля конкурентов разрабатываются планы действий по повышению конкурентоспособности относительно главных конкурентов. Кроме того, прогнозируется развитие конкурентной борьбы в будущем.
Необходимо осуществлять постоянный мониторинг деятельности главных конкурентов с целью поиска ответов на вопросы: какие выгоды мы получаем в результате усиления нашей позиции в конкурентной борьбе; какой ценой можно этого достичь?
Выбор мер по повышению конкурентоспособности должен осуществляться на основе выявления ключевых факторов конкурентной борьбы, характеризующих те направления действий организации-конкурента, которые в наибольшей степени определяют ее сильные стороны и возможности эффективно конкурировать.
Рассмотрение организаций-конкурентов как портфеля различных видов бизнеса, а не разных видов компетенций (ключевых факторов успеха – КФУ), дает представление о направлениях деятельности этих организаций, но не об их конкурентных возможностях. Нельзя принимать решения о повышении конкурентоспособности вне связи с компетенциями. Под компетенцией понимаются особые навыки или технологии, создающие уникальную ценность для потребителя, дифференцирующие организацию в лучшую сторону по сравнению с конкурентами. Наиболее существенные ключевые компетенции являются первопричиной конкурентных преимуществ [7; 9]. В работе [9] выделены следующие типы КФУ:
1) зависящие от технологии;
2) относящиеся к производству;
3) относящиеся к реализации продукции;
4) относящиеся к маркетингу;
5) относящиеся к профессиональным навыкам;
6) связанные с организационными возможностями;
7) характеризующие особенность бизнеса и его ведения.
Целесообразно выявить ключевые факторы успеха как своей организации-конкурента, так и конкурентов, характеризующих те направления действий организации-конкурента, которые в наибольшей степени характеризуют ее сильные стороны и возможности улучшения собственных конкурентных позиций.
Эти направления действий (меры) должны в наибольшей степени быть направлены на предоставление наибольшей пользы потребителям (табл. 3.24).
Помимо проведения оценки конкурентоспособности на данный момент времени, большее значение имеют прогнозирование развития конкурентной борьбы в будущем и определение последующих наиболее вероятных шагов конкурентов. Какие события могут существенно изменить соотношение сил между нами и нашими конкурентами? Какие меры могут быть приняты в таком случае? Полезную информацию можно получить на основе выявления возможностей и опасностей при проведении SWOT-анализа. Кроме того, необходимо иметь представление о целях и стратегиях конкурентов. Использование этих данных, а также карт стратегических групп дает возможность выявить организации-конкуренты, которые будут занимать лидирующие позиции в будущем, и сделать прогноз последующих шагов конкурентов.
Таблица 3.24. Пять направлений достижения конкурентных преимуществ путем ориентации на потребителей
№ п/п |
Направления |
Фокусировка влияния |
|
снижение издержек |
снижение риска |
||
1 |
Использование экономических факторов взаимодействия |
Снижение издержек потребителей путем выполнения функций, подобных для всех потребителей. Например, установление в емкостях для хранения химических присадок датчиков их минимального количества |
Снижение минимального уровня риска деятельности производителя для снижения рисков потребителя. Например, взятие на себя риска поставок |
2 |
Облегчение потребителям поиска своей выгоды |
Поиск новых моделей бизнеса, когда определенные продукты не обеспечивают потребителям получение желаемой выгоды |
Уменьшение рисков потребителей путем выполнения задач, которые им не свойственны, например монтаж оборудования |
3 |
Создание интегрированных видов деятельности |
Координировать и объединять с потребителями виды деятельности, чтобы снизить их операционные и транзакционные издержки. Например, создание совместных проектных команд |
Интеграция с целью улучшения потока информации для внесения необходимых изменений, пока это сделать еще возможно. Например, создание с помощью Интернета совместных коммуникационных систем |
4 |
Быть связующим звеном между производителями и потребителями в отрасли |
Действовать как канал для передачи потребителям соответствующих предложений и дополнительных систем. Это облегчает поиск, оценку, снижает транзакционные издержки, а также риск потребителей, обусловленный использованием разных источников информации |
|
5 |
Формирование будущего |
Уменьшение риска ваших потребителей путем определения отраслевого стандарта и (или) кооперации с ключевыми производителями дополнительных систем. Данный подход также снижает затраты потребителей, так как их инвестиции являются более защищенными. Особенно важен данный подход при внедрении новых технологий, основанных на взаимодействии ряда производителей |
Результаты исследования всех аспектов деятельности конкурентов, рассмотренные выше, используются для определения, с кем можно конкурировать, а с кем не стоит, служат целям выбора эффективных стратегий рыночной деятельности.