Тренинг персонала
Тренинг (периодическое повышение квалификации) – это попытка улучшить качество выполнения работниками своих функций. Здесь важно знать следующее:
• тренинг – систематический процесс изменения поведения работника для наилучшего достижения целей предприятия;
• формальная программа тренинга – это попытка работодателя предоставить своим работникам возможность совершенствовать навыки работы, повышать квалификацию и знания;
• обучение всему этому – есть деятельность, посредством которой индивид повышает свои умения, знания и возможности, что выражается соответствующими изменениями в его работе;
• цель обучения – повышение мастерства (двигательные навыки, умственные навыки, навыки общения – суть объекты различных тренинговых программ).
Одним из способов объяснить суть и структуру программы повышения квалификации является графическая модель, представленная на рис. 9.1.
Рис. 9.1. Модель обучения и развития
Фазы определения потребности служат основанием для начальной формулировки решений, которые должны быть выполнены на более поздних стадиях. Важно, чтобы это определение было полным, своевременным, аккуратным. Затем необходима постановка учебных задач и целей для выбора и построения программ обучения. Если оценка потребностей, выбор и оформление программ проведены тщательно, то может быть проведена оценка обучения и повышения квалификации, которая и дает информацию о том, когда достигаются личные цели обучения.
Наиболее важные характеристики программ сводятся к следующему:
• действенность обучения – действительно ли обучавшиеся повышают свое мастерство, знания и возможности в результате обучения;
• обоснованность программы – ведут ли результаты обучения к улучшению качества выполнения работы;
• применимость программы в других местах – можно применять ту же программу на других предприятиях (участках работы).
Поскольку тренинг – форма обучения, некоторые принципы теории обучения, естественно, могут быть применены в этой области. Они важны как для формальной, так и для неформальной программ обучения.
1. Обучаемый должен быть заинтересован в результатах. Чтобы научиться, человек должен этого хотеть. Наличие такой мотивации определяет энтузиазм слушателей, концентрирует их внимание на учебной деятельности, подкрепляет усвоенное. В свою очередь, на заинтересованность воздействуют убежденность и восприимчивость обучаемых. На рис. 9.2 представлены факторы, способствующие высокой степени заинтересованности обучаемых. Их отсутствие может привести к плачевным результатам.
Рис. 9.2. Факторы, влияющие на заинтересованность в процессе обучения
2. Изучение должно подкрепляться. Специалисты в области психологии поведения считают, что обучающиеся достигают лучших результатов, если полученные в процессе обучения навыки сразу же подкрепляются. Учащийся, достигнувший определенных успехов, должен быть отмечен (через премирование, продвижение и т.д.). Для учащихся должны устанавливаться определенные стандарты, которых им нужно достигнуть, в том числе промежуточные. Это делает цель зримой и дает чувство удовлетворения, если она достигается. Такие стандарты суть мера справедливого вознаграждения.
3. Обучение должно включать практику. Требуется время, чтобы усвоить изучаемый материал и обобщить его, а для этого необходимы не только его повторение, но и подкрепление на практике.
4. Представляемый материал должен быть осмыслен. Этому могут помочь специализированные материалы (примеры, вопросы для обсуждения, материалы для самостоятельного изучения). В эффективном учебном процессе наставник действует как помощник.
5. Методы обучения следует разнообразить. Скука, а не усталость прежде всего мешает обучению. Любые методы – будь то старомодные лекции или компьютерные игры – могут наскучить, если ими злоупотреблять.
6. Имеющийся материал должен быть осмыслен учащимися. В принципе это означает, что на его усвоение должно быть выделено достаточно времени.
7. Теорию следует приблизить к конкретной рабочей обстановке. Наставник должен делать все возможное, чтобы приблизить процесс обучения к реальности, тогда после возвращения на работу учащийся будет способен немедленно применить свои знания на практике.
Тренинг и совершенствование управления тесно связаны с деятельностью лиц по управлению персоналом: оценка выполнения работы человеком дает необходимые для его обучения данные, а решения в области планирования могут подсказать цели дополнительного обучения.
Выбор инструкторов и наставников
Методы обучения персонала. Выбору инструкторов и наставников следует уделять большое внимание, поскольку успех учебной программы в значительной степени зависит от того человека, который будет заниматься обучением персонала. Индивидуальные свойства (умение хорошо говорить, понятно писать, организовать работу других, быть изобретательным, воодушевить на большие достижения) имеют особое значение при выборе. Процесс оценки потребности. Построение программы обучения должно вестись группой инструкторов. Это могут быть не только кадровые специалисты, но и консультанты со стороны.
Хотя, как правило, формальное обучение проводится профессиональными инструкторами, зачастую сами руководители являются лучшими наставниками, особенно если профессионалы помогают им готовить материалы.
Принципы, которым должен следовать обучающий, чтобы программа была успешной:
• выделять время для практического усвоения материала;
• предусматривать повторение пройденного;
• доступно доносить материал.
Выбор обучаемых
Может осуществляться как специально в расчете на обучение новичков, так и с целью помощи работникам в поисках лучшей работы или переподготовки. Многие компании организуют также программы для работников старшего (предпенсионного) возраста, посвященные организации их будущего жизнеустройства.
Выбор содержания обучения
Из анализа потребностей в обучении и перевода их на язык целей руководитель обучения определяет его ОГЛАВЛЕНИЕ. Поскольку существует большое количество специальностей, перечень требуемых навыков тоже довольно велик, но этим навыкам всегда можно научить.
Стадия собственно тренинга (повышения квалификации)
После определения целей, выбора наставников и слушателей программа вступает в действие. Она включает в себя выбор содержания, обучения, его методов и собственно проведение тренинговых занятий.