Товарная структура в международной и внутренней торговле ЕС
Структура экспорта. Экспорт ЕС имеет глобальный характер и проникает в самые отдаленные страны мира, что и понятно, поскольку главные экономические державы ЕС – это метрополии бывших мировых колониальных держав, сохранившие тесные торгово-экономические связи с развивающимися странами.
В структуре экспорта ЕС на промышленные изделия приходится 85%, па химические продукты – 16%, на продовольствие – 5%. Страны ЕС, особенно Германия, Франция, Великобритания, Италия, Нидерланды, Бельгия и Швеция, поставляют на мировые рынки в большом объеме автомобили, сложное промышленное оборудование и целые заводские комплексы, самолеты и двигатели, морские, речные и специальные суда, строительную технику, огромный объем химических изделий, сельскохозяйственное оборудование, электронику, энергетическое оборудование и т.д.; они осуществляют также экспорт зерна и другой аграрной и животноводческой продукции. Основные направления экспансии ЕС – американское и дальневосточно-азиатское; растущее значение имеют африканское и латиноамериканское направления. Но если на Америку приходится 30–35% европейского экспорта, на Японию и Китай – 15%, другие азиатские страны – 6–8%, то на Африку, Ближний и Средний Восток – 7%, Латинскую Америку – 5% экспорта, на Восточную Европу – 3–4% всего экспорта стран Европейского союза; приблизительно так же обстоит дело и с импортом.
Структура импорта. Страны Евросоюза импортируют, в основном, сырые материалы, жидкое топливо, энергию, промышленные изделия (из НИС) и другие товары. Структура импорта быстро изменялась в последнее десятилетие. В частности, между 2000 и 2009 гг. доля первичных продуктов увеличилась с 27 до 35%; одновременно уменьшилась доля промышленных товаров в импорте. Главной причиной явился быстрый рост импорта энергетического сырья из третьих стран (Африки и России). Одновременно страны ЕС, как отмечалось выше, являются привлекательным регионом для компаний из США, Канады, Японии, Китая, которые в больших объемах поставляют на европейские рынки современную машинотехническую продукцию, промышленное оборудование, электронику и иные готовые изделия. В результате европейский рынок превратился в один из обширнейших мировых рынков, на котором конкурентная борьба происходит в наиболее острых формах.
Рассматривая международную торговлю ЕС, отметим, что Евросоюз не является замкнутой торговой организацией, осуществляющей протекционистскую политику в отношении третьих стран и препятствующей доступу их товаров на европейские рынки. Европейские рынки более открыты и либерализованы, чем многие другие региональные рынки, и многочисленные правила, регулирующие торговые потоки на рынках ЕС, не только не противоречат правилам ВТО, но часто и опережают их, прокладывая пути для товаров и услуг разным странам, в том числе развивающимся.
В торговле стран ЕС можно выделить пять основных направлений:
1) внутриевропейская торговля, т.е. торговля между самими странами Союза, а также торговля с членами ЕАСТ (четыре страны);
2) торговля с США, Японией, другими развитыми странами (Канада, Австралия, Новая Зеландия);
3) преференциальная торговля с группой развивающихся стран, с которыми у ЕС имеются специальные соглашения, и торговля со странами Средиземноморья;
4) торговля с развивающимися странами;
5) торговля со странами с переходной экономикой.
Наступление на европейские рынки ведут не только американские и японские фирмы, но и китайские, гонконгские, тайваньские и иные фирмы из разных стран мира, часто использующие свои конкурентные преимущества, связанные с низкой оплатой труда работников (производящих товар и услуги и обеспечивающих эффективную рыночную их реализацию). Они имеют внушительное положительное сальдо в торговле с Евросоюзом; однако в условиях глобального кризиса, который отразился на состоянии европейских рынков, их импорт в ЕС сократился.