Типы организационных структур управления предприятием
В процессе производственно-хозяйственной деятельности возникают связи и отношения между подразделениями предприятия. Для координации деятельности цехов, лабораторий и отделов создается организационная структура управления на предприятии. Организационная структура управления — форма разделения труда в управлении, закрепляющая деление управления на функции. Под организационной структурой управления предприятием понимается состав подразделений аппарата управления, их подчиненность и подотчетность, информационные и координационные связи между ними, распределение функций управления по уровням и подразделениям.
Основой для проектирования организационной структуры управления выступают функции управления (планирование, организация, координация, мотивация, учет, контроль и регулирование производственно-хозяйственной деятельности). Они характеризуют разделение и специализацию труда в сфере управления и определяют наиболее значимые стадии реализации управленческих воздействий на отношении люден в процессе производственно-хозяйственной деятельности.
Организационная структура управления предприятием может быть линейной, функциональной, линейно-функциональной, дивизиональной, проектной, матричной.
Линейная структура имеет несколько уровней руководства. Подразделения подчиняются одному вышестоящему органу управления, который самостоятельно выполняет управленческие функции. Простота формы обеспечивает оперативность линейного управления, повышает степень ответственности руководителей. Однако руководитель не может быть универсальным специалистом и принимать решения по всем сторонам деятельности сложного объекта. Поэтому линейная структура характерна для отдельных производственных подразделений.
Разделение труда в системе управления обеспечивает функциональная организационная структура. Функциональная организация управления базируется на разделении труда. Функциональная форма управления состоит в том, что руководитель предприятия часть своих полномочий передает (делегирует) своим заместителям и руководителям функциональных отделов. Функциональные органы специализируются в определенной области деятельности и отвечают за реализацию соответствующих функций. Они в пределах фиксированных функций управления (в рамках своих полномочий) передают производственным подразделениям обязательные для исполнения решения. Преимущества функциональной структуры высокий уровень специализации управления, разработка и обоснование принимаемых решений квалифицированными кадрами. Недостатки: необходимость сложных согласований между управленческими подразделениями при подготовке важных документов, что снижает оперативность и удлиняет сроки прохождения документов и принятия решений, неэкономичность организационной структуры — много подразделений и каналов управления.
Линейно-функциональная структура управления объединяет линейную и функциональную, позволяет в определенной степени устранить недостатки как линейного, так и функционального управления. По признаку функционального разделения труда создаются отдельные органы по материально-техническому обеспечению предприятия, маркетингу и сбыту продукции, финансам, планированию, бухгалтерскому учету и отчетности, управлению техническим развитием производства. Функциональные органы принимают участие в подготовке данных, постановке задач, подготовке решений и реализации функций управления линейными руководителями.
Па крупных диверсифицированных предприятиях деление фирмы на блоки происходит по видам товаров или услуг, группам покупателей или географическим регионам. Соответственно выделяют продуктовую производственную структуру и структуру предприятия по территориальному принципу. В соответствии с таким делением создаются предметно-специализированные органы для управления производством отдельных видов продукции или управления специализированными цехами. Самостоятельные подразделения несут ответственность за разработку, производство и сбыт однородной продукции (дивизионально-продуктовая структура управления) или самостоятельные отделения полностью отвечают за хозяйственные результаты на определенных региональных рынках (дивизионально-региональная структура управления).
Проектная структура системы управления на предприятии создастся для решения конкретной задачи. Смысл се состоит в том, чтобы собрать в одну команду сотрудников высокой квалификации для реализации сложного проекта. Исполнители по всем сферам деятельности предприятия непосредственно подчинены руководителю проекта. Это временная структура. Когда проект завершен, команда исполнителей распускается.
При матричной организации члены проектной группы подчиняются руководителю проекта и руководителям функциональных отделов, в которых они работают. Руководитель проекта обладает проектными полномочиями и отвечает за интеграцию всех видов деятельности и ресурсов, относящихся к проекту. Главный недостаток матричной структуры — ее сложность.
Линейные, функциональные, линейно-функциональные организационные структуры управления предприятием называют бюрократическими, или механистическими. Характерной их чертой признается высокая централизация в управлении. Проектные и матричные организационные структуры управления называют адаптивными, или органическими. Их можно быстро модифицировать в соответствии с изменениями окружающей среды и потребностями самих предприятий.