Виды и жанры коммуникации в информационном обществе
Специфика деловой коммуникации в сетевых сообществах
В настоящее время коммуникация в сетевых сообществах становится все более популярной. Все чаще для общения люди используют средства компьютерной коммуникации. Развитие сетевых сообществ открывает новые возможности для различных видов деятельности, в том числе и профессиональной.
Существует несколько классификаций сетевых сообществ: по способам коммуникации, по времени существования, по теме обсуждения, по географическому положению и т.д.
Сетевые сообщества первоначально подразделяются на две категории: созданные участниками и финансируемые организацией. Первые создаются и управляются непосредственно своими участниками, вторые – запускаются и спонсируются или коммерческой, или некоммерческой организацией.
На втором уровне сетевые сообщества разделяются в зависимости от основной направленности взаимоотношений. Сообщества, созданные участниками, могут быть профессиональными и социальными. Сообщества, финансируемые организацией, могут быть коммерческими, некоммерческими, правительственными и т.д.
Традиционно принято выделять социальные, профессиональные и коммерческие сообщества.
Социальные сетевые сообщества существуют для неформального общения своих участников. Люди строят взаимоотношения, налаживают связи или просто развлекаются в процессе такого общения.
Коммерчески ориентированные сетевые сообщества приносят прибыль своим владельцам. Успех их существования определяется прибылью. Существует два типа коммерческих сообществ: "бизнес – бизнесу" и "бизнес – покупателю".
Профессиональные сетевые сообщества работают для профессионалов, обменивающихся информацией на определенную тему, связанную с их работой. Такие сообщества предоставляют людям возможность получать необходимую информацию для более эффективной работы и достижения профессиональных целей. Кроме того, объединяясь в профессиональные сетевые сообщества, участники могут вместе работать над решением какой-либо профессиональной задачи. Профессионально ориентированные сетевые сообщества включают в себя обучающие сети и экспертные сети.
Итак, сетевые сообщества являются очень важной частью глобальной сети и, опираясь на средства электронной коммуникации, выполняют полезные для общества функции, существуя в разных областях деятельности людей.
Рассмотрим вкратце, что представляют собой профессиональные сетевые сообщества, или сообщества практики. Под сообществом практики понимается группа людей, неформально связанных общими делом, интересами и на этой основе взаимодействующих друг с другом. Существуют и другие определения сообществ практики. П. Хилдрех и К. Кимбл определяют подобное сообщество, как "группу профессионалов, неформально объединенных подверженностью общим проблемам, общим стремлением найти решения для этих проблем, и таким образом олицетворяющих собой знания"[1]. Исследователи полагают, что участники сообщества объединены "общими целями и действительной необходимостью знать, что знают другие"[2]. Н. Хара рассматривает сообщества практики, как неформальные сети, помогающие создавать знания и распределять эти знания среди профессионалов, действующих в той или иной области. С. Бараб и Т. Даффи предложили три главных характеристики сообществ практики: разделение участниками сообщества общей истории, общего опыта и целей; взаимозависимость участников; самовоспроизводство участников сообщества. Сообщества практики поощряют обмен профессиональной информацией. В целом они предоставляют и другие выгоды:
• помогают участникам развиваться;
• сокращают временные издержки;
• помогают участникам избежать ошибок;
• стандартизируют опыт и отбирают лучшее.