Лекция 13. ТЕРРИТОРИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ (ОБЩИЕ ВОПРОСЫ)

Решение территориальных вопросов в строгом соответствии с общепризнанными нормами международного права является одной из основных предпосылок сохранения и укрепления международного мира. С точки зрения правового режима различают:

- территории, находящиеся под суверенитетом отдельного государства (государственные территории);

— территории, не находящиеся под суверенитетом какого-либо отдельного государства, так называемые территории с международным режимом (открытое море и воздушное пространство над ним, морское дно за пределами континентального шельфа);

- территории со смешанным правовым режимом (континентальный шельф, исключительная экономическая зона).

Государственная территория

Государственная территория — это часть земного шара с его недрами и воздушным, пространством над ней, правомерно находящаяся под суверенитетом соответствующего государства; она состоит из сухопутного (с недрами), водного и воздушного пространства.

К сухопутной территории относятся все пространства суши с ее недрами в пределах государственных границ, а также прибрежные острова и анклавы. В состав государственной территории ряда государств входят все земли и острова арктических секторов. Земные недра под сухопутной и водной поверхностью государства находятся под его полным и исключительным суверенитетом. Это право народов и наций закреплено во многих международно-правовых актах.

К водным территориям государства относятся воды рек, озер, заливов, бухт, портов, а также территориальные воды (имеющие особый режим). Специфический режим имеют поверхность и недра континентального шельфа, а также экономические зоны.

Воздушное пространство — это пространство, находящееся над сухопутной и водной территориями (включая и территориальные воды).

Государственной территорией считаются (условно) также морские суда, воздушные и космические корабли, носящие флаг соответствующего государства, подводные кабели и трубопроводы в открытом море, если они соединяют две части одного и того же государства, здания посольств и некоторых других представительств за рубежом.

Анклав — это часть территории государства, отделенная от основной его территории и со всех сторон окруженная территорией другого (других) государства.

Если эта часть территории имеет выход к открытому морю, то она бывает полуанклавом. Современные анклавы: Ливия (анклав Испании) находится на территории Франции (пл. около 12 кв. км); на территории Швейцарии находятся итальянский анклав Камиьоне (пл. 2,6 кв. км) и два германских анклава — Бюзинген (пл. 7 кв. км) и Ферепахоф (пл. около 1 кв. км); в Нидерландах — бельгийский анклав Барле-Хертог (пл. 8 кв. км). Испанские анклавы Сеута и Мелилья — на территории Марокко. Право доступа государства к своему анклаву осуществляется на основании специального соглашения с государством, на территории которого этот анклав находится.

Правовой режим государственной территории определяется национальным законодательством, некоторые вопросы государственной территории могут стать предметом регулирования нормами международного права. О правовой природе государственной территории в науке международного права высказываются различные точки зрения, наиболее распространенными из них являются объектная теория и теория пространственного предела власти государства.

Согласно объектной теории территория представляет собой объект (предмет) обладания. Такое понимание территории сложилось исторически, как наследие эпохи феодализма. Тогда собственность на землю рассматривалась как источник власти над населением. Территориальное верховенство сводилось к праву публичной собственности государства па его владения.

Появление теории пространственного предела власти государства связано с именем русского юриста В. А. Незабитовского, который решительно выступил против приравнивания государственной территории к объекту обладания. Сторонники новой теории отождествляли территориальное верховенство с правом государства осуществлять власть над людьми, которые проживают в его границах.

В соответствии с современной концепцией российских юристов-международников государственная территория -это пространственная сфера осуществления государственного верховенства. В пределах государственной территории действует исключительно власть данного государства, которое обладает полным и исключительным суверенитетом, иначе говоря, обладает территориальным верховенством, которое неразрывно связано с понятием суверенитета государства.

Таким образом, территория является одним из основных признаков и элементов каждого суверенного государства. В соответствии со ст. 4 Конституции РФ суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Территория государства — это объект публично-правовых полномочий каждого государства, которое устанавливает административно-территориальное деление, организует по территориальному принципу государственную власть и государственное управление, определяет и изменяет режим своих границ, регулирует вопросы гражданства, условия въезда, выезда и передвижения иностранцев, организует охрану и оборону своей территории.

Согласно современному международному праву территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны. При этом современным международным правом установлены следующие правомерные способы изменения государственной территории:

- создание новых независимых государств в результате плебисцита или референдума, т.е. народного голосования о государственной принадлежности определенной территории; так, в 1961 г. население северного района Британского Камеруна высказалось за вхождение в состав Нигерии, а население южного района — за объединение с Республикой Камерун; в 1969 г. народ Западного Ирана проголосовал за воссоединение с Индонезией; возвращение территории в результате восстановления исторических прав на незаконно отторгнутые ранее части территории; например, по соглашению между СССР, США и Англией от 11 февраля 1945 г. Советскому Союзу были возвращены Южный Сахалин и Курильские острова; по Потсдамскому соглашению Польше были возвращены исконно польские земли к востоку от Одер-Нейсе;

— отторжение территории как санкция за агрессию; так, после Второй мировой войны районы бывшей Восточной Пруссии были переданы Советскому Союзу и Польше; при этом следует иметь в виду, что лишение агрессора части его территории вытекает из факта ответственности государства за международное преступление и должно рассматриваться как мера, направленная на недопущение повторения агрессии.

Международному праву также известны аренда, продажа, цессия государственной территории.

Аренда территории — это временное предоставление одним государством другому государству права пользования на договорных началах частью своей территории. При аренде государству-арендатору разрешается пользоваться определенными правами на арендованной территории, и тем самым ограничиваются права арендодателя. Договор об аренде должен отвечать интересам обеих сторон. Арендованная территория не может быть использована против суверенитета и безопасности государства-арендодателя.

Государе та в целом ряде случаен используют аренду чужих территорий для создания там военно-морских и военно-воздушных баз. Оговорка о том, что за государством-арендодателем сохраняется суверенитет над сдаваемой в аренду территорией, — юридическая фикция. Практика показывает, что государства берут в свои руки всю власть над арендуемой территорией (например, аренда США кубинской базы Гуантанамо сроком на 99 лет, Диего-Гарсиа — сроком на 50 лет).

30 марта 1867 г. Россия продала Соединенным Штатам Америки Аляску (вместе с Алеутскими островами) за 7,2 млн долл. (около 11 млн золотых руб.).

Правовым основанием изменения государственной территории является цессия, т.е. уступка, дарение, передача части государственной территории одним государством другому по взаимному соглашению. Цессия происходит путем взаимного обмена равноценными участками государственной территории. Так, 15 февраля 1951 г. между СССР и Польшей был заключен Договор об обмене участками государственных территорий. 2 декабря 1954 г. СССР и Иран обменялись соответствующими участками своей территории во взаимных интересах. Территории СССР в районах Мугань, Деман, Эдд-Эвляр и Серахс отошли к Ирану, а район Фирюзы, который органически связан с Ашхабадом, — к СССР. В 1968 г. Франция и Люксембург обменялись территориями в целях уточнения границы.

Если же о принадлежности какой-то части территории возникает спор между двумя или более государствами, то современное международное право выработало один способ его решения — мирное урегулирование. Современное международное право устанавливает, что никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными.