Теоретические аспекты международного обмена знаниями
Несмотря на растущее значение международного обмена знаниями, пока нет теорий и концепций этого обмена, а вместо них преимущественно используются теории международной торговли.
Международная торговля лицензиями может рассматриваться в рамках теории соотношения факторов производства Хекшера – Олина. В самом деле, на инновационной стадии развития главным фактором производства становятся знания. Поэтому находящиеся на этой стадии развитые страны не только активно производят знания, но и активно приобретают их за рубежом. Они покупают знания там, где они обильны, т.е. в других развитых странах. Одновременно все более активным покупателем знаний становятся новые индустриальные страны с их высокими темпами развития и быстро растущим спросом на новые знания, которые они преимущественно импортируют опять же из развитых стран. Продемонстрируем высказанное на примере географии поступлений в США и ЕС от роялти и лицензионных платежей (табл. 10.4).
Таблица 10.4
География поступлений в США и ЕС роялти и лицензионных платежей из-за рубежа в 2010 г., %
Поступления |
Поступления в США |
Поступления в ЕС |
Всего |
100,0 |
100,0 |
в том числе из США |
- |
16,1 |
ЕС |
37,7 |
51,0 |
Японии |
10,7 |
3,1 |
Швейцарии |
8,9 |
4,4 |
Канады |
7,6 |
1,7 |
О. Тайвань |
4,7 |
0,7 |
Южной Кореи |
4,1 |
1,5 |
Сингапура |
3,7 |
6,1 |
Китая |
3,5 |
1,5 |
Бразилии |
3,0 |
1,7 |
Индии |
0,7 |
|
России |
0,9 |
Источник: WTO. International Trade Statistics 2012. Geneva, 2012 P. 177.
Что касается активного использования ТНК за рубежом своих знаний, то для экономического анализа этого явления возможно использование эклектической модели Даннинга (см. параграф 10.2) и модели жизненного цикла товара Вернона (см. параграф 9.3). Эклектическая модель говорит о необходимости специфических преимуществ для экспортера прямых инвестиций за рубежом, и в современных условиях это все больше преимущества в обладании новыми знаниями. Модель жизненного цикла товара используется в теории ТНК в несколько измененном виде: производители новых товаров могут продлить их жизненный цикл, если на еще на стадиях III и IV будут налаживать их производство за рубежом, дабы лишить потенциальных конкурентов возможности такого производства, и затем сами ввозят произведенный ими за границей новый товар к себе на родину, хотя формально это будет выглядеть как импорт иностранных товаров (что и происходит со многими китайскими электронными изделиями в США).