Таможни

Таможни и таможенные посты призваны непосредственно решать основную часть задач в сфере таможенного дела.

Таможни входят в единую систему таможенных органов России и осуществляют свою деятельность под общим руководством ФТС России и непосредственным руководством РТУ России, в состав которых они входят.

Как правило, таможни создаются по территориальному принципу и осуществляют свою деятельность на территории подведомственного им региона. Территория подведомственного таможне региона определяется ФТС России с учетом мнения РТУ России и может, как совпадать, так и не совпадать с административными границами субъектов РФ, на территории которых они создаются. Так, например, юрисдикция Архангельской таможни распространяется на всю территорию Архангельской области, юрисдикция Ростовской таможни – далеко нс на всю территорию Ростовской области, а вот Воронежская таможня обладает юрисдикцией на территории трех областей: Воронежской, Липецкой и Тамбовской.

Отметим, что РТУ России вправе изменять границы подведомственных регионов непосредственно подчиненных ему таможен.

Таможни подразделяются на, так называемые, пограничные и внутренние. Первые располагаются преимущественно в приграничной зоне в районах транспортных узлов (портов, аэропортов и железнодорожных станций), а вторые – в глубине таможенной территории страны в местах концентрации участников внешнеэкономической деятельности.

Деление таможен РФ на пограничные и внутренние соответствует мировой практике, способствует ускорению грузооборота через таможенную границу и делает таможенный контроль более эффективным.

Среди таможен есть небольшие, в которых работает не более 100 человек, и крупные – со штатом до 1000 и более сотрудников. Для дифференциации таможен в зависимости от размеров им присваиваются разряды (категории). Такая дифференциация таможен существовала как в царской России, так и в СССР.

Таможня является юридическим лицом со всеми присущими юридическому лицу атрибутами. Сегодня в Российской Федерации действует 120 таможен.

Таможенные посты

Согласно действующему российскому законодательству таможенные посты входят в единую систему таможенных органов России, являются первичным звеном этой системы и осуществляют свою деятельность под непосредственным руководством таможен. В ряде случаев таможенные посты могут быть подчинены РТУ России либо напрямую ФТС России.

Таможенные посты могут различаться по своему юридическому статусу. В соответствии с законодательством решением ФТС России таможенному посту может быть предоставлен статус юридического лица. Таможенные посты, обладающие статусом юридического лица, наделены большими полномочиями по сравнению с таможенными постами, такового статуса не имеющими.

Штатная численность таможенных постов определяется исходя из грузо- и пассажиропотоков, проходящих через каждый конкретный таможенный пост, и может колебаться от нескольких человек до 100 и более.

Размещение таможенных постов, так же как и таможен, строится по территориальному принципу – непосредственно вблизи пунктов пропуска через государственную границу или внутри таможенной территории страны на крупных промышленных объектах, занимающихся экспортно-импортными операциями, и в иных местах сосредоточения участников ВЭД (на сегодня в Российской Федерации насчитывается 675 таможенных постов).

Задачи таможен и таможенных постов, закрепленные в утвержденных ФТС России Общих положениях о таможне и таможенном посте, во многом схожи. Основной их задачей является непосредственное осуществление таможенного дела па территории подведомственного региона.

Функции таможен и таможенных постов также во многом схожи и более конкретно раскрывают функции таможенных органов, изложенные в ТК ТС и Законе о таможенном регулировании. Условно их можно разделить на три взаимозависимые группы: экономические (фискальные), правоохранительные и организационно-аналитические функции.

Поставленные перед ними задачи и возложенные на них функции таможня и таможенный пост решают непосредственно и во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых они находятся, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами.

Типовая структура и штатная численность таможни и таможенного поста утверждаются ФТС России. Конкретная структура и штатная численность таможни и таможенного поста утверждается вышестоящим таможенным органом.

Создание, реорганизацию и ликвидацию таможни осуществляет ФТС России по представлению либо с учетом мнения РТУ России, в состав которого входит данная таможня. Создание, реорганизацию и ликвидацию таможенного поста осуществляет РТУ России, а таможенного поста со статусом юридического лица или непосредственно подчиненного ФТС России либо таможне, в свою очередь непосредственно подчиненной ФТС России, – ФТС России.

Помимо специализированных РТУ России в таможенной системе действуют другие специализированные таможенные органы – специализированные таможни и специализированные таможенные посты – таможни и таможенные посты, специализирующиеся на регулировании таможенноправовых отношений, возникающих при определенных обстоятельствах.

Так, например, Чкаловская таможня специализируется на таможенном оформлении и таможенном контроле военно-транспортной авиации в Московской области, Энергетическая таможня – на таможенном контроле за перемещением через таможенную границу РФ энергоносителей, так называемые оперативные таможни, существующие в каждом таможенном регионе, – на борьбе с контрабандой и иными таможенными правонарушениями. Центральная акцизная таможня и акцизные таможенные посты, также существующие в каждом таможенном регионе, – на таможенном оформлении и таможенном контроле подакцизных товаров. И таких примеров существует много.

В ряде случаев таможни подчиняются непосредственно ФТС России. Таких таможен центрального подчинения сейчас насчитывается семь: Внуковская, Домодедовская, Центральная акцизная таможня, Центральная базовая таможня, Центральная энергетическая, Центральная таможня (кинологический центр ФТС России), Шереметьевская. Они располагаются в двух субъектах РФ.

Подводя общий итог, отметим, что на данный момент в структуре таможенных органов РФ действует: семь региональных таможенных управлений, четыре специализированных РТУ России, 120 таможен (в том числе, семь таможен, непосредственно подчиненных ФТС России), 675 таможенных постов.

Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица.

В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые находятся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, для обеспечения деятельности таможенных органов.